Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Литературоведение >> История литературы >> История русской литературы >> Памятники русской литературы | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиГладкова О.В., Агиографический канон и «западная тема» в «Житии Исидора Твердислова, Ростовского юродивого»

Научные статьиДергачёв В.В., Вселенский синодик в древней и средневековой России.

Научные статьиМоров В. Г., Петербургский исход.

Житие Андрея Юродивого
17.05.2002 18:08 | Мир Науки и Культуры
     Житие Андрея Юродивого

Житие Андрея Юродивого - переведенный с греческого памятник, повествующий о любимом слуге византийского вельможи, скифе, принявшем христианство и многому обучившемся. Но Андрей «обуял», и хозяин изгнал его. В центре сюжета Ж. - рассказ о поступках и эсхатологических пророчествах Андрея Юродивого, тематически зависящий от пророчеств Даниила. В свою очередь это Ж. оказало влияние на апокрифическое «Откровение» Мефодия Патарского.

Славянский перевод Ж. получил широкое распространение в древнерусской литературе. Старшие из известных нам списков относятся к кон. XIV-нач. XV в. (ЦГАДА, ф. 381, 182) и к XV в. (ГИМ, Синод. собр., 924/152 и 925/153; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 780; собр. МДА, 684; ГПБ, Q.1.1143; Солов, собр., 500/216; 501/214; 502/215 и др.), однако в прологах (см. Пролог) начиная с XIII в. выписка из Ж. читаются под 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 16 и 25 октября. В сборниках читаются фрагменты из Ж. - сказания о видении Андрея и Епифания, «како видеста на въздусе святую богородицу» (нач.: «Страшно и чюдно видение честною снятию Андрея и Епифания. . .»), «о святем Андрее, како ся ему створи Христа ради похабьство» (нач.: «При Лве цари велицем бе мужь в Коньстянтинеграде. . .»), «Слово о святем Андрее Уродивем» (нач.: «По явлении же первем в другую нощь блаженный Андрей. . .»), «Слово святаго Андрея о тате гробнем» (нач.: «В Коыстянтинеграде преставися дщи некоего боярина. . .»), «Слово о святем Андрее, како виде богатаго умерша» (нач.: «Святому Андрею ходящу на духовное свое дело. . .»). Рассказ Ж. о видении богоматери Андрею и Епифанию во Влахернской церкви явился основой целого цикла русских памятников, посвященных празднику Покрова (см. Слово на Покров).

Изд.: Срезневский И. И. 1) Разбор сочинения К. Невоструева «Слово св. Ипполита об антихристе...». - В кн.: Отчет о пятнадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1874, с. 359-360; 2) Сведения и заметки, 87; ВМЧ, октябрь, дни 1-3. СПб., 1870, с. 42-45, 80-237, 239- 240, 792; октябрь, дни 4-18. СПб., 1874, с. 796, 1047; октябрь, дни 19-31. СПб., 1880, с. 1885-1886.

Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 87-96, 104, 105, 135-140; Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русских литературах: Исслед. и тексты. М., 1897, с. 175, 186-188, 190, 194, 196-204; Яцимирский А. И. Из истории апокрифов и легенд в южнослав. письменности. - ИОРЯС за 1909 г., 1910, т. 14, кн. 3, с. 140-143; Панченко А. М. Юродство как зрелище. - В кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 104-183 (то же в кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 81-116).

О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Л., 1987, с. 131-132


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования