Обратите внимание!   Обратите внимание!

Наука >> Медицина | Научные статьи

Трансфекция маточного эпителия при осеменении крольчих трансформированными сперматозоидами. Модель интернализации ДНК в спермий

А.В. Кузнецов, С.А. Каурова*, И.В. Кузнецова

Государственный научный центр прикладной микробиологии, Оболенск; *Институт биофизики клетки РАН, Пущино

Проблемы репродукции, N6-1998, с.29-33

(Окончание)

Обсуждение

В литературе сообщалось, что ретровирусы, которые размножаются в репродуктивном тракте самцов мышей, связываются поверхностью сперматозоидов и могут быть перенесены в удаленные клетки [11]. Показано, что сперматозоиды человека способны связывать частицы вируса иммунодефицита (ВИЧ) [12]. В лаборатории Gerard J. Nuovo показано, что ВИЧ атакует в мужском генитальном тракте клетки, формирующие спермии (сперматоциты), разрушает их и переносится со спермой в половой тракт женщины, далее ВИЧ внедряется в тело, атакуя макрофаги в шейке матки [13]. В обоих случаях рецептором для ВИЧ является поверхностный антиген CD4, а вирус, вероятно, передается с CD4 поверхности спермия на CD4 мембраны макрофага. Группой Corrado Spadafora показано, что экзогенная ДНК тоже связывается с рецептором CD4 на поверхности зрелых спермиев мыши. Белок CD4 опосредует интернализацию ДНК в спермий. Специфические к CD4 моноклональные антитела предотвращали связывание ДНК со сперматозоидами. Не поглощали ДНК и спермии нокаутированных по гену CD4 мышей [14]. Следует заметить, однако, что первоначальный акт взаимодействия ДНК и сперматозоида (1-я фаза - адсорбция) осуществляется за счет другого, отличного от CD4 белка. По данным G. Wu и соавт. [15], таким высокоаффинным рецептором ДНК являются молекулы главного комплекса гистосовместимости II (МНСII), обнаруженные ими на спермиях мыши. Оба белка (СD4, МНСII) располагаются в постакросомной области головки спермия - зоне III [16] (рис. 2).

Рис. 2. Гипотетическая схема проникновения экзогенной ДНК в сперматозоиды млекопитающих.

ГА- глутаровый альдегид; ТШ - тепловой шок.

1 - плазмалемма сперматозоида; 2 - связанный с цитоскелетом интегральный белок, разделяющий мембранные домены; 3 - везикула; 4 - везикула, высвобождающая связанную ДНК; 5 - ядерная оболочка; 6 - протамины; 7 - хромосомная ДНК; 8 - ядерный матрикс; 9 - ядерный аннулус; +/- - активация/ингибирование процесса захвата ДНК; I-V - зоны на поверхности спермия согласно [3, 16].

В наших экспериментах со сперматозоидами кролика связывалось в среднем 65% добавленной ДНК, что несколько выше, чем для других видов животных [17]. Сыворотка крови кролика уменьшала количество связанной ДНК примерно наполовину (30%). Прогревание спермиев при 60њС в течение 5 мин приводило к их обездвиживанию и связыванию ~28% ДНК, что указывало на частичную денатурацию белковых факторов, ответственных за взаимодействие с ДНК. Добавление семенной жидкости кролика или человека позволяло связаться 16-17% меченой ДНК, указывая на присутствие в семенной плазме видонеспецифического ингибитора. Такой белок был выделен из спермы морского ежа и получил название IF-1 [18]. В присутствии ингибитора эндоцитоза - хлороквина - спермии кролика сохраняли подвижность и связывали в среднем 14% ДНК. Напротив, азид натрия - разобщитель окислительного фосфорилирования - приводил к некроспермии и связыванию 10% добавленной радиоактивной ДНК. В присутствии бифункционального агента - глутарового альдегида - спермии кролика также теряли двигательную активность и связывали 5% ДНК, что может быть результатом образования перекрестных сшивок между лабильными макромолекулами, участвующими в движении спермиев и захвате ДНК. Наибольший ингибирующий эффект вызывал полианион гепарин (1% связанной ДНК), возможно конкурирующий за сайты связывания ДНК. ДМСО, увеличивающий проницаемость мембран, приводил к связыванию 78% ДНК, а БСА доводил долю связанной ДНК до 97% за счет увеличения ее активной концентрации.

Исходя из приведенных данных, можно предположить, что самопроизвольный захват спермиями посторонней ДНК происходит за счет рецепторопосредованного эндоцитоза. Подтверждением сказанному могут служить блокировка поглощения ДНК хлороквином (см. табл. 1), кооперативность связывания ДНК с поверхностью спермиев [1] и факт более эффективного удержания длинных фрагментов ДНК по сравнению с короткими [19]. Возможно, экзогенная ДНК первоначально связывается с молекулами MHCII. Фактор IF-1 блокирует это взаимодействие, в свою очередь ассоциируя c рецептором МНСII. Далее, в результате латеральной диффузии МНСII взаимодействует с СD4 и передает ему ДНК. Вновь образовавшийся комплекс СD4/ДНК интернализуется клеткой путем эндоцитоза. В цитоплазме происходит высвобождение ДНК из части везикул, и она может проникнуть в ядро [20] и интегрировать в основание петель хроматина [21]. Оставшаяся ДНК в результате экзоцитоза возвращается в виде комплекса СD4/ ДНК на поверхность спермия, где комплекс диссоциирует (рис. 2). Добавим, что ДМСО шунтирует путь проникновения ДНК в спермий.

После осеменения крольчих спермиями, трансформированными плазмидой pRK3lacZ, мы обнаружили экспрессию бактериальной $\beta$-галактозидазы в функциональном слое эндометрия матки, что свидетельствует о проникновении в клетки поверхностного цилиндрического эпителия исходной ДНК. M. Cabrera и соавт. [22] преинкубировали спермии человека с ДНК вируса папилломы человека и затем инкубировали их с вылупившимися бластоцистами мыши. С помощью ПЦР-анализа экзогенная ДНК была идентифицирована в ВКМ и трофобласте бластоцист.

Как же спермии передают экзогенную ДНК в клетки-мишени без пенетрации последних? Мы полагаем, что достаточно контакта между соседними клетками, при этом экзогенная ДНК представляется клетке-мишени в результате экзоцитоза в виде связанного комплекса рецептор/ДНК, и далее ДНК взаимодействует с последующим более аффинным рецептором на клетке-мишени, после чего вновь образовавшийся комплекс ДНК/белок интернализуется в клетку-мишень.

В пользу предложенной гипотезы свидетельствует ряд фактов. Во-первых, модель (см. рис. 2) хорошо согласуется с 3-фазной кинетикой взаимодействия ДНК и сперматозоида: 1) адсорбция - взаимодействие с рецептором; 2) насыщение - интернализация комплекса рецептор/ДНК; 3) элиминация ДНК путем экзоцитоза. Во-вторых, последняя фаза взаимодействия (элиминация) проходит более активно при 37њС, чем при 0њС [2], что указывает на энергозависимость эндо- и экзоцитоза. В-третьих, модель показывает как ДНК сохраняется внутри сперматозоида во время его движения в репродуктивном тракте самки. Элиминация ДНК наступает через 60 мин после начала инкубирования [2]. За это время спермий способен достичь шейки матки. В-четвертых, часть поглощенной ДНК высвобождается из везикул и способна интегрировать в хроматин спермия [21] и/или эмбриона и потом может быть обнаружена у рожденных животных [6, 23, 24]. В-пятых, модель не противоречит данным по взаимодействию ДНК со сперматозоидами кролика, изложенными в настоящей работе (см. табл. 2) и, таким образом, является логически замкнутой. Вероятными кандидатами на роль рецепторов ДНК на спермиях кролика являются молекулы МНСII и CD4.

Таким образом, представленные в работе данные свидетельствуют о реальной возможности инфицирования посторонними ДНК при использовании разбавленной спермы и недостатке ингибирующего фактора IF-1. Факт передачи экзогенной ДНК в удаленные клетки-мишени, дополненный моделью ее интернализации в спермий, может быть ключом к пониманию ряда репродуктивных патологий, а также является стимулом для разработки элегантной технологии генотерапии на основе подвижных векторов, т.е. мужских гамет.

Авторы благодарны Э.Н. Гаховой за участие в обсуждении рукописи.

Литература

1. Кузнецов А.В., Сигаева В.А., Кузнецова И.В., Щит И.Ю. Сперматозоиды кролика способны связывать чужеродную ДНК. Пробл репрод 1996; 1: 7-10.

2. Сигаева В.А., Кузнецова И.В., Кузнецов А.В. Связывание экзогенной ДНК сперматозоидами. Пробл репрод 1996; 2: 18-20.

3. Кузнецов А.В., Кузнецова И.В. Связывание экзогенной ДНК pRK3lacZ сперматозоидами кролика, ее перенос в ооциты и экспрессия в доимплантационных эмбрионах. Онтогенез 1995; 26(4): 300-309.

4. Кузнецова И.В., Кузнецов А.В., Сигаева В.А., Щит И.Ю. Использование сперматозоидов кролика в качестве вектора для чужеродной ДНК. Биотехнология 1993; 11-12: 2-5.

5. Кузнецов А.В., Кузнецова И.В., Народицкий Б.С., Гольдман И.Л., Эрнст Л.К. Способ введения чужеродной ДНК в сперматозоиды. Патент России: RU 94027663 А1, 21.07. 1994.

6. Кузнецов А.В., Жаданов А.Б., Кузнецова И.В., Щит И.Ю. Перколяция чужеродной ДНК в геном при оплодотворении. Пробл репрод 1998; 4(1): 38-43.

7. Щит И.Ю., Кузнецов А.В., Каурова С.А., Кузнецова И.В., Гусев В.В. Негативное действие экзогенной ДНК на оплодотворение и ранний эмбриогенез в опытах по опосредованному сперматозоидами переносу генов. Пробл репрод 1998; 4: 5-10.

8. Жаданов А.Б. Получение векторов для экспрессии чужеродных генов в трансгенных животных: Автореф. дис. ... канд биол наук. М 1991.

9. Kawai S., Nishizawa M. New procedure for DNA transfection with polycation and dimethyl sulfoxide. Mol Cell Biol 1984; 4: 6: 1172-1174.

10. Loke S.L., Stein С.А., Zhang X.H., Mori K., Nakanishi M., Subasinghe C., Cohen J.S., McNeckers L. Characterization of oligonucleotide transport into living cell. Proc Natl Acad Sci USA 1989; 86: 3474-3478.

11. Kiessling A.A., Crowell R.C., Connell R.S. Sperm-assosiated retroviruses in the mouse epididymis. Proc Natl Acad Sci USA 1987; 84: 8667-8671.

12. Dussaix E., Guetard D., Dauguet C., Dalmeida M., Auer J., Ellrodt A., Montagnier L., Auroux M. Spermatozoa as potential carriers of HIV. Research in Virology 1993; 144(6): 487-495.

13. Nuovo G.J., Becker J., Simsir A., Margiotta M., Khalife G., Shevchuk M. HIV-1 Nucleic acids localize to the spermatogonia and their progeny. Am J of Pathol 1994; 144(6): 1142-1148.

14. Lavitrano M., Maione В., Forte E., Francolini M., Sperandio S., Testi R., Spadafora C. The interaction of sperm cells with exogenous DNA: a role of CD4 and major histocompatibility complex class II molecules. Exp Cell Res 1997; 233(1): 56-62.

15. Wu G.M., Nose K., Mori E., Mori T. Binding of foreign DNA to mouse sperm mediated by its MHC class II structure. Am J Reprod Immunol 1990; 24: 120-126.

16. Atkinson P.W., Hines E.R., Beaton S., Matthaei K.I., Reed K.C., Bradley M.P. Association of exogenous DNA with cattle and insect spermatozoa in vitro. Mol Reprod Dev 1991; 29: 1-5.

17. Castro F.O., Hernandez О., Uliver C., Solano R., Milanes C., Aquilar A., Perez A., de Armas R., Herrera L., de la Fuente J. Introduction of foreign DNA into the spermatozoa of farm animals. Theriogenology 1990; 34(6): 1099-1110.

18. Zani M., Lavitrano M., French D., Lulli V., Maione B., Sperandio S., Spadafora C. The mechanism of binding of exogenous DNA to sperm cells: factors controlling the DNA uptake. Exp Cell Res 1995; 217: 57-64.

19. Lavitrano M., French D., Camaioni A., Zani M., Frati L., Spadafora C. The interaction between exogenous DNA and sperm cells. Mol Reprod Dev 1992; 31: 161-169.

20. Francolini M., Lavitrano M., Lamia C.L., French D., Frati L., Cotelli F., Spadafora C. Evidence for nuclear internalization of exogenous DNA into mammalian sperm cells. Mol Reprod Dev 1993; 34: 133-139.

21. Zoraqi G., Spadafora C. Integration of foreign DNA sequences into mouse sperm genome. DNA Cell Biol 1977; 16(3): 291- 300.

22. Cabrera M., Chan P.J., Kalugdan Т.Н., King A. Transfection of the inner cell mass and lack of a unique DNA sequence affecting the uptake of exogenous DNA by sperm as shown by dideoxy sequencing analogues. J Assist Reprod Genet 1997; 14(2): 120-124.

23. Lavitrano M., Camaioni A., Fazio V.M., Doici S., Farace M.G., Spadafora C. Sperm cells as vectors for introducing foreign DNA into eggs: genetic transformation of mice. Cell 1989; 57: 717-723.

24. De la Fuente J., Castro F.O., Hernandez O., Guillen I., Ullver C., Solano R., Milanes C., Agullar A., Lleonart R., Martinez R., Perez A., de Armas R., Herrera L., Limonta J., Cabrera E., Herrera F. Sperm mediated foreign DNA transfer experiments in different species. Presented at Biotech. USA, Ramada Renaissance Tech. World, Washington, DC, November 27-29. 1990.