Обратите внимание!   Обратите внимание!

Наука >> Медицина >> Лабораторная и функциональная диагностика | Обзорные статьи

Научные статьиСостояние иммунной системы у беременных и новорожденных группы высокого риска по внутриутробному инфицированию: (1)

ИКСИ: существует ли риск возрастания частоты врожденных пороков развития?

(Обзор литературы)

П.А. Гоголевский

Проблемы репродукции, N6-1998, с.9-13

(Окончание)

В статье, написанной M. Bonduelle с коллегами [1] (Центр медицинской генетики, Брюссель, Бельгия) проведен примерно такой же анализ ИКСИ детей, но уже в возрасте двух лет.

Между маем 1995 и апрелем 1998 года 201 ИКСИ детей и 131 ЭКО детей были обследованы одними и теми же педиатрами, практикующими в отделении клинической физиологии. Врачи не знали о способе репродуктивной технологии, который использовался для каждой конкретной пары. Результаты, полученные после обследования ИКСИ и ЭКО детей, были сравнены с нормой по шкале Bayley для этого возраста. Контрольные данные были получены при тестировании 1283 детей, проверенных по поводу репрезентативности популяции Нидерландов. Определяли только индекс умственного развития по шкале Bayley в ИКСИ и ЭКО группах. В основном показатели по обоим группам были не ниже, чем для основной популяции. Для множественных беременностей результаты были несколько ниже, чем для детей, родившихся по одному. На основании полученных результатов нет указаний на то, что ИКСИ дети имеют замедленное умственное развитие по сравнению с основной популяцией, хотя для того, чтобы сделать окончательное заключение необходимо, по мнению авторов, провести детальное контрольное исследование, учитывающее родительское влияние.

***

Вслед за бельгийской статьей, выходит статья J.J. Kurinczuk [5], эпидемиолога из Института здоровья ребенка в Западном Перте, Австралия под названием <Врожденные дефекты у ИКСИ детей - альтернативная интерпретация>. J.J. Kurinczuk и C. Bower провели реклассификацию врожденных пороков развития, описанных у 423 ИКСИ детей в Бельгии [1] и сделали сравнительный анализ с результатами, полученными на Австралийской популяции, с помощью той же классификационной системы. Новые расчеты показали, что риск основных ВПР после проведения ИКСИ на самом деле в 2 раза выше по сравнению с опубликованными ранее данными. По оценке бельгийских ученых частота ВПР в ИКСИ группе составила 3,3%, что было не выше, чем в естественной популяции. Однако новый анализ данных выявил 31 основной дефект (в бельгийской статье некоторые основные дефекты были некорректно классифицированы как минорные), и частота ВПР после ИКСИ уже составила 7,38%. Эти результаты не подтвердили первоначальных утешительных результатов бельгийских ученых, проводивших ИКСИ. Авторы делают заключение о необходимости дальнейших исследований.

Тщательный анализ этих трех работ провели Velde и его коллеги из Медицинского центра, Амстердам. По мнению Velde, полученные результаты следует интерпретировать с осторожностью. Во-первых, нормы BSID-II были установлены для американской популяции. Полученное низкое среднее значение индекса психомоторного развития для контроля и экспериментальных групп может отражать различие в расовой принадлежности населения двух стран, тем самым вызывая сомнения правомерности применения BSID-II для австралийской популяции. Скорее результаты Bowen указывают только на различия в развитии между ИКСИ и контрольными группами, чем дают возможность сделать заключение об истинной степени общего отставания в развитии. Во-вторых, BSID II для интеллектуального развития не был определен для ИКСИ детей в раннем школьном возрасте. По мнению Velde на основании полученных данных нельзя сделать заключение об истинном уровне ментального развития детей после ИКСИ. Различия же между группами в этом эксперименте скорее соответствуют тенденции, обнаруженной Bowen, где отцы и их ИКСИ дети имели более низкие показатели, чем матери и их ЭКО дети.

Далее Velde пишет, что на основании результатов, полученных от экспериментов на животных [4], вызывает беспокойство развитие детей, которые были получены после переноса замороженно-оттаянных эмбрионов. В эксперименте, проведенном в Швеции, указывается, что рост, здоровье и общая оценка психомоторного развития у детей, полученных после использования криоконсервации эмбрионов, были в норме до 18 месячного возраста [10]. Однако, другие исследователи, используя шкалу развития Griffith, обнаружили небольшие различия в слуховых и речевых способностях между детьми, рожденными после переноса криоконсервированных эмбрионов и естественного зачатия [9].

Имеет ли биологический смысл снижение умственных способностей у детей, рожденных после применения ИКСИ? Как уже отмечалось, аномалии половых хромосом более присущи мужчинам с нарушениями репродуктивной функции. В некоторых исследованиях указывается, что это различие также сохраняется между ИКСИ и ЕЗ детьми, даже если родители ИКСИ детей имели нормальный кариотип. Так как Bowen не проводил кариотипирования детей, не была изучена возможная связь между статусом развития и хромосомными аномалиями у детей. Исследователи должны понимать, что даже при наличии нормального кариотипа в геноме могут присутствовать не выявленные генетические аномалии.

По мнению Velde, если подтвердятся обнаруженные различия в показателях индекса умственного развития между мальчиками и девочками, то это может быть самым важным результатом, полученным Bowen и его коллегами. Однако Velde считает, что заключения, сделанные Bowen, являются преждевременными. Необходимы также подтверждающие исследования ИКСИ детей в более позднем возрасте и в различных медицинских центрах мира.

Свое мнение по поводу возникшей проблемы высказал P. Vogt из Института генетики человека, Германия. По его мнению, одной из главных проблем при ответе на вопрос, могут ли ИКСИ дети иметь более низкий IQ или большее отставание в умственном развитии, является тот факт, что такие сложные особенности развития человека трудны для общих оценок и зависят от множества взаимодействий генома индивидуума и окружающей среды. Другой факт - процедура ИКСИ обходит множество репродуктивных барьеров, которые в определенных случаях (например, у мужчин с идиопатической необструктивной азооспермией или олигозооспермией) могут иметь генетический компонент. Генетики-популяционисты называют это <генетическим грузом>. Каждый из нас имеет генетический груз, экспрессирующийся из-за гетерозиготности множественных генов. Но если фактор генетического груза повышается до такого высокого уровня, что естественная репродукция ингибируется, то не только ИКСИ, но и другие ЭКО методы следует применять с осторожностью с проведением детального, индивидуального генетического обследования и консультирования. ИКСИ до тех пор будет находиться на стадии эксперимента, пока мы не узнаем больше о потенциальных генетических взаимодействиях между развитием постмейотических зародышевых клеток и ранним эмбриогенезом.

Свое мнение высказал Allen a Mitchel из Бостонского медицинского университета, США в статье <ИКСИ: дает ли она надежду забеременеть в срок и родить здорового ребенка?>. В бельгийском эксперименте главные ВПР составили 3,3% (14 из 423), частота их появления была не выше, чем в основной популяции. После пересчета Kurinczuk частота ВПР составила 7,83% по сравнению с 3,78% в австралийском эксперименте, т.е. риск появления основных ВПР увеличился вдвое. В более позднем бельгийском эксперименте было вовлечено уже 877 ИКСИ детей, при этом частота появления основных ВПР составила 2,6%. Расчет этих данных был сделан с помощью тех же аналитических подходов, и поэтому эти результаты в одинаковой степени могут вызывать вопросы. С другой стороны, ученые из Нью-Йорка обнаружили только 9 основных ВПР среди 578 ИКСИ детей, при этом частота их появления составила 1,6%, что в 2 раза меньше, чем в австралийской группе. Даже если бы они классифицировали шесть минорных дефектов как главные, то и при этом частота основных пороков развития составила бы всего 2,6%, и это все равно ниже ожидаемого. Не означает ли это, что риск ВПР может быть снижен, если курс ИКСИ для супружеских пар проводить в Нью-Йорке, а не в Бельгии, или что-то еще может объяснить эти столь противоречивые результаты?

Результаты из Нью-Йорка, по мнению Mitchel, вероятно можно объяснить их неточностью, так как информация по ВПР для 80% ИКСИ детей была получена из докладов, предложенных гинекологами и педиатрами, т.е. использованный подход (без стандартизированных и систематических обследований детей) не может претендовать на последовательность и завершенность. В заключении Mitchel делает вывод, что, даже учитывая выявленные различия, а также природу и распределение дефектов, замеченных по обеим сторонам Атлантики, полученные данные не дают основания полагать, что любой из многих факторов, связанных с ИКСИ, вызовет существенное увеличение риска появления врожденных пороков развития.

Заключение

На основании вышеизложенного материала перед нами предстает довольно противоречивая картина. С одной стороны, общество получило высокоэффективный метод лечения бесплодия, и дала возможность некоторым супружеским парам иметь собственных детей, которые в недалеком прошлом просто не могли об этом мечтать. С другой стороны, представленные данные не свидетельствуют об абсолютной безопасности этого метода.

Хотя отставание в развитии на первом году жизни не всегда точно предсказывает отставание в интеллектуальном развитии в будущем, некоторые ученые считают, что тесты, которые оценивают умственные способности, являются более прогностическими, чем тесты, оценивающие психомоторные способности.

На сегодняшний день не выработано единой системы, которая позволяла бы объективно оценивать как физическое состояние, так и умственные способности ИКСИ детей. Европейское общество репродукции и эмбриологии человека поставило задачу разработать единую систему оценки как эффективности, так и безопасности различных технологий ИКСИ.

Манипуляции с человеческими гаметами или эмбрионами и вмешательство в естественный процесс зачатия может индуцировать трудно тестируемые, сложные и далеко идущие изменения в генетическом материале потомства и возможно для будущих поколений. До того, как новые технологии по вспомогательной репродукции будут адоптированы для рутинного лечения бесплодия, их следует тщательно апробировать на животных и человеческих эмбрионах, затем проводить клинические испытания, при проведении которых родившиеся дети должны находиться под продолжительным всесторонним наблюдением.

Литература

1. Bonduelle M. et al. Mental development of 201 ICSI children at 2 years of age. Lancet 1998; 351.

2. Bowen J.R. et al. Medical and developmental outcome at 1 year for children conceived by intracytoplasmic sperm injection. Lancet 1998; 351: 1529-1534.

3. de Kretser D.M. Male infertility. Lancet 1997; 349: 787-790.

4. Dulioust E. et al. Long-term effects of embryo freezing in mice. Proc Natl Acad Sci USA 1995; 92: 589-593.

5. Kurinczuk J.J. et al. Birth defects in infants conceived by intracytoplasmic sperm injection. BMJ 1998; 7118: 315.

6. Latham K. et al. Mechanistic and developmental aspects of genetic imprinting in mammals. Int Rev Cytol 1995; 160: 53-98.

7. Liebaers I. et al. Sex chromosome abnormalities after intracytoplasmic sperm injection. Lancet 1995; 346: 773.

8. Pryor J. Microdeletion in the Y chromosome of infertility man. N Engl J Med 1997; 336: 534-539.

9. Sutcliffe A.G. et al. Minor congenital anomalies, major congenital malformations and development in children conceived after cryopreservation embryos. Hum Reprod 1995; 10: 3332- 3337.

10. Wennerholm U.B. et al. Postnatal growth and health in children born after cryopreservation of embryos. Lancet 1998; 351: 1085-1090.

При написании обзора также использовались материалы, помещенные на страницах FertiNet.