Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!

Наука >> Медицина >> Патологическая биохимия | Научные статьи

Патология головного мозга при болезни Крейтцфельдта- Якоба

И.А. Завалишин, Т.С. Гулевская, М.А. Пирадов, Д.Н. Джибладзе, Л.М. Попова, Р.П. Чайковская, С.М. Ложникова, С.Г. Соболев, И.Е. Шитикова

Институт неврологии РАМН, Москва

(Окончание)

Наблюдение 2.

Больная Е., 55 лет, педагог, поступила в НИИ неврологии РАМН 27.02.95. Заболевание проявилось в середине декабря 1994 г., когда больная стала отмечать пошатывание при ходьбе, в дальнейшем возникли дрожание в правой руке, ногах, нечеткость зрения, двоение предметов, затруднения в подборе слов. При поступлении в клинической картине отмечались выраженные мозжечковые нарушения в виде статической и динамической атаксии, негрубые пирамидные и подкорковые симптомы.

Согласно заключению психолога, у больной на фоне нарушения динамики психической деятельности выявляется легкая степень деменции по данным Mini Mental scale (MMS) в сочетании с нарушениями речи по типу динамической афазии с амнестическим компонентом. Нарушены письмо, счет, выполнение графических проб.

При КТ выявлено умеренное расширение базального цистернального пространства, субарахноидального пространства червя мозжечка, полушарий большого мозга (преимущественно лобных долей).

Данные электроэнцефалографии (04.03): выраженные диффузные изменения, больше в левом полушарии, с доминированием медленноволновой активности $\theta$-$\sigma$-диапазона, больше в передних отделах полушарий, признаки заинтересованности срединных структур. При повторном обследовании (10.03) общий характер ЭЭГ не изменился, но присоединились ЭЭГ-комплексы смешанной природы, причем в некоторых из них наметилась периодичность, в отдельных - более отчетливо прослеживались трехфазные острые волны $\theta$-диапазона. Данные исследования когнитивных вызванных потенциалов Р300 указывали на умеренно выраженные когнитивные нарушения с сохранностью опознавания стимулов, но ухудшением процессов удержания в памяти, что можно рассматривать как начальные проявления деменции [2].

Совокупность нейрофизиологических данных, а также быстрое нарастание деменции и мозжечковых расстройств позволили предположить у больной диагноз БКЯ. 16.03 с диагностической целью была произведена стереотаксическая биопсия правой лобной доли. При световой микроскопии биоптата выявлены уменьшение количества нейронов коры и неспецифические изменения оставшихся нервных клеток: сморщивание, накопление липофусцина, лизис хроматина и гиперхроматоз ядер, набухание апикальных дендритов. Констатированы выраженная пролиферация астроглии, сателлитоз. Спонгиоформные изменения в коре были весьма умеренными: отмечались отдельные микровакуоли в нейропиле. В белом веществе имело место разрежение волокнистых структур с формированием микровакуолей. Использование полутонких срезов позволило установить, что образование многих вакуолей связано с увеличением объема осевого цилиндра, изменением его формы и структуры.

При электронно-микроскопическом исследовании обнаружено множество вакуолей разной величины округлой или овальной формы в коре и подкорковом белом веществе. В части крупных вакуолей были видны дополнительные мелкие, ограниченные двухконтурной мембраной полости со скоплением мелких везикул в некоторых из них. Большинство крупных вакуолей локализовались в нейропиле, были окружены отростками глиоцитов и миелинизированными нервными волокнами с разной степенью сохранности и с формированием крупных вакуолей в отдельных аксонах. Выявлены пролиферация астроцитов и дегенеративные изменения глиоцитов, в цитоплазме которых иногда обнаруживались более мелкие вакуоли. Имело место также образование полостей в перикарионе и вблизи отростков нейронов, причем плазмолемма нейрона на отдельных участках не была контурирована, синаптические образования и отростки астроцитов, типичные для этих областей, не определялись или были патологически изменены. В нейронах и астроцитах выявлялось большое количество липид-липофусциновых комплексов; в части нейронов определялось большое скопление плотно расположенных филаментов [3].

Таким образом, при световой микроскопии и электронно-микроскопическом исследовании биоптатов коры мозга была выявлена триада морфологических признаков, характерных для БКЯ: дегенеративные изменения и утрата нервных клеток, астроцитарный глиоз и спонгиоз.

После стереотаксической биопсии мозга состояние больной ухудшилось в связи с развитием латеральной гематомы в правом полушарии головного мозга с прорывом крови в желудочковую систему. 18.03 произведена операция по поводу удаления гематомы. Состояние больной продолжало ухудшаться, нарастали двигательные и психические нарушения, развилась картина гнойного менингита. 06.05 наступила смерть.

Патологоанатомическое исследование. Крупноочаговая пневмония. Гнойно-некротический цистит. Пролежни. Распространенный гнойный менингит. Гнойный вентрикулит. Состояние после стереотаксической биопсии правой лобной доли и реоперации - удаления внутримозговой гематомы: кровоизлияние с признаками организации в белом веществе верхней лобной извилины правого полушария. Тромбоз сагиттального и прямого синусов твердой мозговой оболочки.

Масса головного мозга 1300,0 г. В разных отделах коры полушарий большого мозга уменьшение числа нейронов, особенно заметное в III слое. Наиболее выраженное выпадение нервных клеток в лобных извилинах (рис. 2,а) и верхней теменной дольке. Значительная часть сохранившихся нейронов коры с разнообразными неспецифическими изменениями: гиперхроматоз и сморщивание, уменьшение объема цитоплазмы с явлениями хроматолиза, набухание апикального дендрита, наличие вакуолей в перикарионе (рис. 2, б) и основании отростков, избыток липофусцина в цитоплазме пирамидальных клеток. В нейропиле коры множественные вакуоли, которые иногда сливаются, создавая картину микроспонгиоза. Наиболее выраженные спонгиоформные изменения во II слое коры (см. рис. 2,а). Распространенная пролиферация астроглии в коре с преобладанием протоплазматических астроцитов с крупными светлыми ядрами, часто с большим объемом цитоплазмы - тучные астроциты (см. рис. 2,б). В I слое коры тучные астроциты образуют скопления (рис. 2,в), особенно массивные в области лобных извилин. Во II слое пролиферация макроглии сопровождается выраженным спонгиозом. В III-V слоях увеличение числа астроцитов не всегда пропорционально гибели нейронов. В некоторых участках глиоциты формируют так называемые нейронофагические узелки.

Рис. 2. Изменения головного мозга больной Е. с БКЯ (спорадическая форма).
а - спонгиоформные изменения нейропиля II слоя коры средней лобной извилины, отсутствие нейронов, пролиферация и гипертрофия астроцитов. Окраска по Нисслю.г400; б - типичное изменение пирамидного нейрона III слоя коры средней лобной извилины: сморщивание и вакуолизация цитоплазмы, гиперхроматоз ядра; видна диспропорция между резко уменьшенным объемом цитоплазмы и относительно сохранившимся объемом ядра. Окраска по Нисслю.х1000; в - гипертрофия и пролиферация астроцитов (тучные клетки Ниссля) в I слое коры средней лобной извилины. Окраска по Нисслю.х400; г - разрежение слоя клеток-зерен, в котором имеется пролиферация астроцитов с крупными светлыми ядрами. Окраска гематоксилином и эозином.х1000; д - дегенерация клетки Пуркинье: хроматолиз цитоплазмы, кариолиз, набухание аксона. Окраска гематоксилином и эозином.х1000.

В белом веществе полушарий признаки отека: вакуолизация с наличием дренажных форм олигодендроглии, разрежение миелиновых волокон, увеличение объема некоторых аксонов. В базальных ядрах и зрительных буграх очаги нарушения венозного кровообращения, обусловленного тромбозом прямого синуса, диффузная пролиферация астроглии.

В коре мозжечка выраженное диффузное разрежение слоя клеток-зерен, в котором отмечаются пролиферация астроцитов с крупными светлыми ядрами и нечетко выявляющейся цитоплазмой (рис. 2, г), уменьшение числа клеток Пуркинье, наличие погибающих и измененных нейронов с хроматолизом, сморщиванием, набуханием аксона (рис. 2, д), пролиферация глии Бергмана с гипертрофией ядер глиоцитов. В ганглионарном и молекулярном слоях множественные микровакуоли.

В клеточных группах и проводящих системах ствола мозга грубой патологии нет. В нейронах ядер черепных нервов избыток липофусцина. Спинной мозг: гнойный менингит, отек вещества, неспецифические изменения нейронов.

Таким образом, при посмертном исследовании мозга диагноз БКЯ у больной был подтвержден. Приведенный случай является классическим вариантом спорадической БКЯ (мозжечковая форма) по клиническим проявлениям и течению. Диагноз болезни поставлен при жизни больной. Особенностью данного наблюдения является использование вызванных потенциалов (Р300) с целью объективизации когнитивных нарушений.

Следовательно, результаты посмертного морфологического изучения нервной системы в обоих приведенных случаях подтвердили диагноз спорадической формы БКЯ. Основанием было выявление триады характерных, классических морфологических признаков этого заболевания: гибели нейронов, преимущественно в коре полушарий большого мозга, астроглиоза и спонгиоформной дегенерации серого вещества. Эти изменения на относительно ранних этапах патологического процесса (по результатам биопсии) не были диффузными. Указанные деструктивные процессы в коре полушарий большого мозга являются морфологическим субстратом деменции, которая была четко выражена у обоих больных, нарастая по мере прогрессирования заболевания. Эти обстоятельства могут определять и динамику сдвигов на ЭЭГ.

Однако патологические изменения выявлялись не только в коре, но в той или иной степени распространялись и на базальные ядра, таламус, мозжечок, белое вещество головного мозга, что выражалось в развитии топически локальных по клиническим данным проявлений БКЯ (расстройства координации, спастические парезы, супрануклеарные симптомы, гиперкинезы и т.д.).

В исследованных случаях не было обнаружено амилоидных куру-бляшек, однако это не противоречит диагнозу БКЯ, так как, по данным литературы [7], в спорадических случаях заболевания эти бляшки обнаруживаются только в 5-10% случаев. Развитие множественных куру-бляшек, локализующихся в разных отделах коры полушарий большого мозга и мозжечка, наиболее характерно для нового варианта БКЯ, этиологически связанного с прионами, вызывающими трансмиссивную спонгиоформную энцефалопатию коров.

Итак, клинико-морфологические сопоставления показали, что в спорадических случаях вероятный диагноз БКЯ может быть поставлен при наличии характерной клинической симптоматики (прогрессирующая деменция, симптомы поражения пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых путей, миоклонические судороги, типичные изменения ЭЭГ и др.) не только при аутопсии, но и с помощью биопсии мозга. Так, при световой микроскопии и электронно-микроскопическом исследовании биоптатов коры мозга, проведенных за несколько месяцев до смерти, у обоих больных были выявлены морфологические признаки, типичные для БКЯ, однако в отличие от секционных данных изменения носили умеренно выраженный и ограниченный характер. При этом наиболее умеренно был выражен такой считающийся основополагающим морфологический признак, как спонгиоформная дегенерация серого вещества, что создавало определенные трудности при прижизненной светооптической диагностике БКЯ, а также свидетельствовало о том, что на данной стадии заболевания спонгиоз не носит распространенного характера. Более информативными оказались данные электронной микроскопии, выявившие в обоих случаях ультраструктурные изменения, типичные для спонгиоформных энцефалопатий.

В заключение следует подчеркнуть, что результаты исследования биоптатов коры мозга в совокупности с характерной клинической картиной заболевания позволили подтвердить вероятный диагноз БКЯ в обоих случаях. Достоверным морфологическим методом диагностики этого и других прионных заболеваний в настоящее время является иммуноцитохимическое выявление отложений прионного белка в биоптатах ткани мозга. Инфекционная изоформа прионного белка откладывается в синапсах коры мозга и мозжечка, а также в амилоидных бляшках. По данным литературы [9], с помощью иммуноцитохимического метода диагноз был подтвержден в 179 спорадических случаях БКЯ. Результаты исследования иммуноцитохимическим методом биоптатов мозга свидетельствуют о том, что отложение прионного белка является наиболее ранним этапом в развитии БКЯ и определяется еще до развития структурных изменений в ткани мозга [6].

Журнал неврологии и психиатрии N 8-2000, стр.10-15

Литература

1. Бунина Т.Л., Бородулина В.А., Чайковская Р.П. О болезни Крейтцфельдта - Якоба. Журн невропатол и психиатр 1972; 72: 7-8: 984-991.

2. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог 1997.

3. Завалишин И.А., Ройхель В.М., Гулевская Т.С. и др. Прижизненная диагностика болезни Крейтцфельдта - Якоба. Журн нев-рол и психиатр 1998; 98: 5: 20-25.

4. Яхно Н.Н., Жученко Т.Д., Штульман Д.Р. и др. Болезнь Крейтцфельдта - Якоба. Неврол журн 1997; 5: 31-37.

5. Bruce M.E., Will R.G., Ironside J.W. et al. Transmissions to mice indicate that "new variant" Creutzfeldt - Jacob disease is caused by the BSE agent. Nature 1997; 389: 498-501.

6. Castellani K., Parchi P., Stahl M. et al. Early pathologic and biochemical changes in Creutzfeldt-Jacob disease: study of brain biopsies. Neurology 1996; 46: 1690-1693.

7. DeArmond S., Diskson D., DeArmond B. Human prion diseases. Textbook o Neuropathology: 3rd ed. R. Davis, D. Robertson (eds.). Williams & Wilkins 1996; 1111-1125.

8. Prusiner S.B. Cell biology and transgenic models of prion diseases. J. Collinge, M.S. Palmer (eds.). Prion diseases. Oxford: University Press 1997; 130-162.

9. Report of a WHO Consultation on Clinical and Neuropathological Characteristics of the New Variant of Creutzfeldt-Jacob disease and other Human and Animal Transmissible Spongiform encepha-lopathies. Geneva 1996; 1998.