Обратите внимание!   Зарегистрируйтесь на нашем сервере и Вы сможете писать комментарии к сообщениям Обратите внимание!

Наука >> Междисциплинарные науки >> Космос | Новости

Популярные заметкиПотеряна связь с "Пионером-10"

Натрий в атмосфере далекой планеты
30.11.2001 21:05 | Phys.Web.Ru, А.П.Крашенинников

Давид Шарбонно (David Charbonneau) и Тимоти Браун (Timothy Brown) из Национального центра атмосферных исследований в Колорадо обнаружили линии натрия в спектре поглощения атмосферы юпитероподобной планеты, расположенной на орбите вокруг звезды, известной как HD 209458, похожей на наше Солнце и расположенной в 150 световых годах от Земли. Это явилось первым прямым свидетельством наличия атмосферы на одной из планет вне Солнечной системы и позволяет рассчитывать на то, что в ближайшее время будет проведено множество подобных исследований - ведь всего сейчас астрономами найдено 76 планет, обращающихся вокруг других звезд.

Для исследований планеты ученые использовали данные космического телескопа "Хаббл", полученные, когда планета проходила по диску звезды. В свете, прошедшем через атмосферу планеты, исследователи обнаружили хорошо знакомые натриевые линии поглощения в желтой части спектра. Период обращения планеты вокруг звезды составляет 3,5 земных суток, что позволило довольно часто проводить наблюдения.

Шарбонно и Браун сузили перечень химических элементов, которые пытались обнаружить: компьютерное моделирование предсказало, что в атмосфере планеты может находиться натрий. Предшествующие исследования планеты показали, что это юпитероподобный газовый гигант, причем Юпитер также содержит натрий в виде газа. (Органические соединения были исключены из поиска, поскольку зарождение и существование жизни на таких планетах крайне маловероятно.)

Для того, чтобы убедиться в связи между линиями поглощения и атмосферой планеты (а не звезды), ученые воспользовались тем фактом, что длины волн линий поглощения атмосферы планеты подвержены доплеровскому сдвигу в связи с ее обращением вокруг своего светила. Именно такой сдвиг и обнаружили прецизионные измерения.

Пока неясно, является ли содержание натрия в атмосфере типичным для подобных планет или же эта планета уникальна.

"Всего десять лет назад планеты вне Солнечной системы были объектом исключительно для научной фантастики," - говорит Шарбонно. - "И вот теперь, совершенно неожиданно, обсуждение поисков планет земного типа обретает смысл и научную значимость."

В настоящее время ученые проводят спектроскопические измерения в свете, отраженном от поверхности планеты в сторону Земли. В исследованиях применяется аппаратура сверхвысокой чувствительности, поскольку регистрируемая ей доля излучения должна составить не более 0.01% от всего светового потока, отраженного от поверхности планеты. Однако Шарбонно и Браун проявляют оптимизм: по их мнению, эти исследования приведут к первым в истории измерениям цвета и отражающей способности планеты вне Солнечной системы.

Источник: Physics Web, 27 ноября 2001