Обратите внимание!   Посетите ASTRONET.RU Обратите внимание!

Наука >> Астрономия >> Астрофизика | Новости
 Посмотреть комментарии[1]  Добавить новое сообщение

Популярные заметкиЛинии железа в спектре гамма-всплеска

ФотографииПослесвечение гамма-всплеска: связь со сверхновой

НовостиГамма-всплеск GRB011121 и сверхновая SN 2001ke

Популярные статьиГиперновые и гамма-всплески: бокс ошибок

Популярные статьиСупервсплески и гиперновые, или что что же такое космические гамма- всплески?: бокс ошибок

Впервые обнаружено оптическое послесвечение от гамма-всплеска без самого гамма-всплеска Впервые обнаружено оптическое послесвечение от гамма-всплеска без самого гамма-всплеска
16.11.2001 23:09 | Русский Переплет

Объединив самые новые астрономические инструменты с самыми современными методами обработки группа ученых пришла к выводу, что они впервые обнаружили оптическое послесвечение от гамма-всплеска без самого гамма-всплеска (так называемое "orphan afterglow").

Этот результат очень важен для астрофизиков, така как он поможет сделать правильный выбор из конкурирующих моделей механизмов этих феноменально мощных космических взрывов.

"Гамма-всплеск длится секунды," - объясняет один из авторов работы астрофизик John Beacom, - "но он образует послесвечение, которое может длиться неделю, и астрономы могут видеть его в оптических телескопах как яркий объект. Все предыдущие наблюдения послесвечения гамма-всплесков проводились после обнаружения гамма-всплеска орбитальными гамма-телескопами. Мы впервые обнаружили свечение без всплеска и это дает важный ключ к пониманию механизмов гамма-всплесков."

Астрофизики считают, что гамма-лучи испускаются в двух узких сфокусированных пучках в противоположных направлениях от места образования гамма-всплеска. Но имеются конкурирующие точки зрения относительно направленности и протяженности послесвечения. Если пучок гамма-лучей от всплеска не напрален точно на Вас - увидите ли Вы послесвечение?

Некоторые модели предсказывают, что послесвечение тоже сфокусировано и в тех же направлениях, что и всплеск. Другие модели предсказывают, что послесвечение может быть изотропным, излучающим свет во всех направлениях. Наблюдения "сиротливого послесвечения" подтверждают изотропную модель, так как астрономы видят свечение и не видят сам гамма-всплеск - это означает, что пучки гамма-лучей излучались в других направлениях.

Внимательно исследуя данные, полученные в 1999 и 2000 годах для проекта Sloan Digital Sky Survey, цель которого - построить трехмерную карту Вселенной, ученые обнаружили объект, в сто раз более яркий, чем самая яркая известная сверхновая. Этот объект связан с обычной нормальной галактикой, расположенной на расстоянии 6 миллиардов световых лет.

Основываясь на цветовых характеристиках, астрономы предположили, что это - квазар. Но когда они посмотрели данные, полученные годом позже, оказалось, что яркость объекта уменьшилась более чем в 10 раз. Так как у квазаров не бывает такой сильной переменности, астрономы решили, что они обнаружили что-то необычное, не сверхновую и не квазар.

Другой класс очень ярких объектов с сильной переменностью - послесвечение от гамма-всплесков. Точечность излучения, сильная переменность и цветовые характеристики обнаруженного объекта сразу приводят к послесвечению. Другие небесные объекты имеют некоторые из этих характеристик, но именно в послесвечении гамма-всплеска объединены все три.

Обнаруженное послесвечение имеет знаковое отличие от обычных послесвечений. Хотя гамма-всплески известны более 30 лет, все послесвечения обнаруживались после детектирования гамма-всплеска. Когда на орбитальных гамма-телескопах обнаруживается гамма-всплеск, со спутника передается предупреждение на Землю, чтобы астрономы искали послесвечение.

И даже с этими предупреждениями послесвечение очень трудно обнаружить. Сейчас известно несколько тысяч гамма-всплесков и только 20 раз наблюдалось послесвечение. А обнаружение "сиротливого" послесвечения - гораздо более трудная задача.

Полученные результаты будут опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

М.Ремизов