Обратите внимание!   Посетите ASTRONET.RU Обратите внимание!

Наука >> Астрономия >> Астрофизика | Новости
Причина гамма-всплесков - электромагнитные чёрные дыры? Причина гамма-всплесков - электромагнитные чёрные дыры?
16.11.2001 23:02 | Русский Переплет

Используя наблюдения рентгеновского послесвечения гамма-вспышки на Орбитальной Обсерватории Chandra, группа учёных предположила, что эти таинственные взрывы происходят при образовании электромагнитных чёрных дыр. Это может быть первым свидетельством взрывного извлечения энергии из электромагнитной чёрной дыры.

Группа под руководством Ремо Руффини (Remo Ruffini, University of Rome, Italy) использовала данные с обсерватории Chandra, а также с итальянско-голландского спутника Beppo-Sax и спутника Rossi-XTE для того, чтобы сравнить свою теорию гамма-всплесков с наблюдениями. Гамма-вспышки - это космические взрывы, при которых образуется огромное количество рентгеновских и гамма-лучей за сравнительно короткое время.

В двух статьях, опубликованных 10 июля в научном журнале The Astrophysical Journal Letters, Руффини и его коллеги сообщают, что тайминг (т.е. измерение времён прихода импульсов) и интенсивность гамма-вспышки и её рентгеновского послесвечения могут быть объяснены их моделью, в которой происходит образование невращающейся (для простоты) и электрически заряженной чёрной дыры.

Эта модель заряженной чёрной дыры основана на возможности того, что эстремально сильные электрические поля могут образоваться при коллапсе массивной звезды в чёрную дыру. За триллионные доли наносекунды эти электрические поля могут конвертироваться в электроны вещества и антивещества, т.е. электроны и позитроны, которые быстро аннигилируют. При этом образуется огромный энергетический импульс, который расширяется и нагревает части звезды, находящиеся пока вне чёрной дыры, до температуры в миллиарды градусов Цельсия. Это очень горячее вещество расширяется со скоростью, почти равной скорости света, и образует взрыв, который мы наблюдаем как гамма-вспышку.

Руффини и его коллеги расчитали детальную эволюцию этого процесса и сравнили её с наблюдениями гамма-вспышки, произошедшей 12 декабря 1999 года (GRB 991216). Они определили, что их рассчёты и наблюдения согласуются, если 99.99 процента первоначальной массы звезды в 22 массы Солнца коллапсировали в чёрную дыру с зарядом около 10 процентов теоретического максимума.

"Согласие между теорией и наблюдениями отличное," - считает Руффини. "Наблюдения гамма-вспышек - отличное средство для испытания модели, и эти данные указывают, что мы, возможно, являемся свидетелями образования электромагнитных черных дыр и извлечения их энергии".

Во второй статье Руффини и его коллеги разрабатывают идею того, что воздействие расширяющегося горячего вещества (см. выше) на ближайшую звезду может, при определённых условиях, вызвать взрыв этой звезды как сверхновой. Это может объяснить ассоциацию некоторых гамма-вспышек со сверхновыми, а также некоторые детали рентгеновского излучения ионов железа, наблюдавшего обсерваторией Chandra во вспышке GRB 991216, что трудно объяснить в других моделях гамма-вспышек.

Источник: АстроНьюс