Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Медицина >> Социальная гигиена и организация здравоохранения | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Обзорные статьиДети в чрезвычайных ситуациях: дети, медицина катастроф, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации

Обзорные статьиДети в чрезвычайных ситуациях: (1)

Научные статьиТелемедицинские технологии для дистанционных консультаций и заочного повышения квалификации врачей: телемедицина

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка

Д.И. Зелинская, Л.С. Балева (Москва)


Программно-целевой подход к решению проблем материнства и детства сформировался в службе охраны здоровья матери и ребенка России в последние два десятилетия и прочно укрепился в решении приоритетных задач. В первую очередь это касается проблемы младенческой смертности, которая напрямую затрагивает практически все аспекты здоровья матери и ребенка. На основе формирования и реализации целевой научно-практической программы <Снижение смертности детей от пневмонии> (1984-1990 гг.) была решена проблема снижения смертности от болезней органов дыхания как в целом, так и от пневмонии, которая была ведущей причиной смерти детей первого года жизни, а с 1988 г. стала занимать не более 10-12% в структуре младенческой смертности. Следующим шагом явился региональный подход к формированию целевых программ по охране здоровья детей и женщин - это способствовало более четкому распределению функций и ответственности федерального и регионального уровней, что в свою очередь позволило уже в 90-е годы перейти к решению проблем здоровья матерей и детей по приоритетному принципу на программной основе.

Этому способствовала и ратификация Российской Федерацией двух очень важных международных документов в области защиты прав детей и женщин - Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Конвенции ООН о правах ребенка, в развитие которых в стране Указом Президента Российской Федерации введены основные положения государственной социальной политики по защите и выживанию детей и женщин. А с 1998 г. - реализация Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в стране.

Работа Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по решению проблем материнства и детства на программной основе позволила сформулировать идеологию формирования программ федерального и регионального уровней и их взаимодействия. Эта идеология предполагает решение на федеральном уровне социально значимых проблем, задач, представляющих общенациональные интересы, направленных на поддержку внедрения прогрессивных технологий охраны здоровья матерей и детей. На региональном уровне должны выполняться региональные обязательства по федеральным программам и создаваться целевые программы, отражающие конкретные потребности территории.

Федеральные программы являются одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства в 90-х годах. Особое место среди них занимает президентская программа <Дети России>, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1993 г. В августе 1994 г. указом Президента Российской Федерации эта программа была определена в качестве президентской программы на 1993-1995 гг. В последующем программа <Дети России> дважды продлевалась указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации и на данный момент она утверждена до 2000 года включительно.

Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов, обусловливающие материнскую смертность и перинатальные потери, затрагивают национальные интересы России и являются основанием для формирования федеральных целевых программ <Безопасное материнство> и <Планирование семьи>. Главными задачами этих программ определены защита, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения страны, социальная поддержка материнства и детства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Приоритетные программные мероприятия направлены на создание и поддержку службы планирования семьи, внедрение в практику современных медицинских технологий и стандартов оказания медицинской помощи женщинам и детям.

Реализация этих программ за короткий срок позволила создать службы планирования семьи (функционирует более 200 центров планирования семьи и репродукции). Получили развитие перинатальные центры (по оперативным данным их более 60). Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди.

Как результат этой программы мы расцениваем то, что за последние 5 лет на 29% снизилось абсолютное число абортов и, что особенно важно, в возрастной группе подростков до 14 лет - на 27,4%, 15-19 лет - на 33,1%. На 28,3% снизился показатель распространенности абортов на 1000 женщин детородного возраста и на 52,9% уменьшилось число криминальных абортов, на 21,1% снизилась материнская смертность после абортов.

В результате реализации программы <Планирование семьи> удалось не только улучшить основные показатели службы, но сэкономить значительные ресурсы за счет сокращения коек для производства абортов (на 3,5 тыс. за последние 5 лет), снижения числа осложнений и заболеваний, временной утраты трудоспособности, связанных с проведением абортов. Появилась возможность высвобождающиеся бюджетные средства использовать для решения неотложных вопросов охраны здоровья матери и ребенка и на другие цели.

Быстрое нарастание числа детей-инвалидов поставило проблему профилактики инвалидности в число национальных приоритетов, что послужило толчком к созданию федеральной программы <Дети-инвалиды>. Программа была призвана решить ряд задач, среди которых к компетенции системы здравоохранения относились повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности, улучшение возможностей для комплексной реабилитации детей-инвалидов, создание системы информационного обеспечения проблем детской инвалидности, повышение квалификации кадров медицинских работников и организация научных исследований по проблемам детской инвалидности.

В результате реализации мероприятий программы процент охвата новорожденных обследованием на два наследственных заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз - достиг 90%, что позволило выявить в 1996 г. 229 больных с фенилкетонурией и 416 с врожденным гипотиреозом, в 1997 г. - соответственно 201 и 630 больных, а следовательно, предотвратить их инвалидизацию.

За счет средств программы в 6 федеральных и 10 межрегиональных медико-генетических центрах проведено более 11 тыс. цитогенетических, 879 тыс. пренатальных исследований, в результате которых предупреждено рождение 14 200 детей с генетическими и врожденными заболеваниями.

В стране практически решена проблема ультразвуковой диагностики патологии плода. В 1997 г. охват беременных ультразвуковым исследованием составил 2,8 исследования на каждый случай беременности.

За 1997 г. по статистическим данным 82% новорожденных детей обследованы на факторы риска по нарушениям слуха и тугоухости. Выявлено из числа обследованных 2,2% (6520) детей с нарушениями слуха, что соответствует данным ВОЗ о частоте нарушений слуха у новорожденных по развитым странам.

В рамках реализации программы <Дети-инвалиды> в системе здравоохранения организовано более 200 реабилитационных центров, в которых не только используются методы восстановительной терапии, но и внедряются современные методы комплексной реабилитации детей, страдающих наиболее сложными и чаще приводящими к инвалидизации заболеваниями.

В рамках выполнения программы решена проблема государственной статистики детской инвалидности. Это позволило впервые получить данные не только об уровне детской инвалидности, но и о структуре ее причин по нозологическому принципу и по главному нарушению в состоянии здоровья.

Эти данные, которые можно рассматривать и в разрезе каждой территории, уже сейчас становятся основанием для целенаправленного формирования мер по профилактике детской инвалидности, развития реабилитационной помощи детям, принятия управленческих решений по обеспечению детей-инвалидов медицинской помощью.

В рамках этой программы удалось реализовать одно из основных направлений Концепции здравоохранения и медицинской науки - разработку и внедрение отечественных технологий медицинской помощи.

Разработан первый отечественный препарат для лечения фенилкетонурии (тетрафен, Институт питания РАМН) и организовано его серийное производство; отечественный реактив для скрининга на врожденный гипотиреоз; доведен до клинических испытаний отечественный сурфактант.

Разработаны медицинские показания и объемы санаторно-курортной помощи детям с различными хроническими заболеваниями. Впервые начато санаторное лечение больных сахарным диабетом, онкогематологическими заболеваниями.

Социально-значимым направлением в блоке федеральных программ <Дети России> являются программы, защищающие интересы отдельных групп детей, здоровье которых подвержено влиянию экстремальных условий и факторов.

Программа <Дети Чернобыля> реализует медико-социальную защиту детей, подвергшихся воздействию радиации в результате одной из самых крупных техногенных радиационных катастроф. Главным результатом программы является то, что удалось организовать долговременный мониторинг состояния здоровья детей и женщин, который позволил выделить периоды формирования радиационно-зависимых реакций организма и проводить целенаправленные превентивные мероприятия по предупреждению развития патологических состояний. Это позволило предупредить рост распространения онкологических заболеваний, эндокринной патологии и врожденных аномалий развития.

Программа <Дети Севера> призвана решать проблемы медико-социальной защиты детей и женщин, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера. Она реализуется трудно в силу многих причин, но основное направление, по которому есть продвижение, - это организация диспансерных осмотров, выявление отклонений в состоянии здоровья и их коррекция в различных медицинских центрах страны.

Одним из средств реализации этого направления стало начало внедрения видеокомпьютерного дистанционного консультирования для оперативного решения вопросов оказания медицинской помощи детям и женщинам, проживающим в северных районах.

Помимо утвержденной на государственном уровне президентской программы <Дети России>, в которую кроме названных входит еще 7 целевых программ, важным направлением программной деятельности является реализация отраслевых программ в области охраны здоровья матерей и детей.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в службе ведется планомерная работа по созданию нормативно-методической базы: пересматривается нормативная база амбулаторно-поликлинической помощи детям; следующим этапом будет пересмотр нормативной базы стационарной помощи с учетом смещения акцентов на догоспитальные виды, развитие стационарозамещающих технологий, разделение видов стационарной помощи по интенсивности лечебно-диагностического процесса и ухода, развитие подразделений восстановительного лечения и реабилитации.

Одним из главных путей совершенствования медицинской помощи определено обеспечение качества и безопасности ее посредством проведения работ по стандартизации, лицензированию и сертификации.

В целях обеспечения единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, рационального использования кадровых и материальных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику, Министерством здравоохранения России совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разработана и утверждена Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении, сроком реализации которой установлен 2002 г. В соответствии с программой создана организационная основа стандартизации и программа разработки стандартов и протоколов медицинской помощи женщинам и детям.

Одной из острейших проблем современного общества стала проблема детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Вызывает большую тревогу распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Поэтому в целях повышения возможностей системы здравоохранения в противодействии этим негативным процессам Министерство здравоохранения Российской Федерации приступило к реализации программы совершенствования организации и качества медицинского обеспечения подростков через создание единой системы динамического наблюдения детей всех возрастов в амбулаторных условиях.

Министерство принимает усилия по продвижению программ медицинской помощи детям при наиболее сложных заболеваниях, требующих дорогостоящих технологий. Реализован проект организации онкогематологической помощи детям, постоянно изыскиваются пути поддержки таких программ, как лечение низкорослости, больных муковисцидозом, гемофилией и другими заболеваниями. К сожалению, безуспешными оказались попытки решения проблемы кардиохирургического лечения детей раннего возраста (через программу <Дети-инвалиды>, международные кредитные линии и др.), в настоящее время этот вопрос готовится к обсуждению на заседании Правительства Российской Федерации. С большим региональным компонентом реализуются программы развития пери- и неонатальной помощи, реанимации и интенсивной помощи в акушерстве и неонатологии, медико-генетической службы, вакцинопрофилактики, начало развиваться направление телекоммуникационной педиатрии.

Программы регионального уровня существуют в настоящее время практически на каждой территории и вполне закономерно отражают основные направления и содержание федеральных целевых программ. Можно считать, что такой подход к формированию и реализации целевых программ по материнству и детству в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения в целом является единственно верным, и именно это позволило, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, не только сохранить ресурсы службы охраны здоровья матери и ребенка, но и продолжать ее развитие. Вместе с тем представляется целесообразным формирование программ, которые бы более гибко реагировали на конкретные проблемы регионов.

Одной из наиболее удачных на региональном уровне является программа профилактики кариеса у детей, которая успешно реализуется в ряде территорий (Волгоградская, Воронежская, Смоленская области, Республика Адыгея и др.).

К числу результативных можно отнести программу аудиологического скрининга новорожденных. Можно было бы развивать такие профилактические программы на территориях, эндемичных по дефициту йода; программы по предупреждению развития пороков ЦНС, по витаминизации.

Несомненно, требуют поддержки в настоящих условиях программы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях начального и среднего профессионального образования, имеющие выраженную профилактическую направленность.

К сожалению, в условиях медицинского страхования профилактические программы оказались наиболее незащищенными и требуют целевой поддержки.

Деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации направлена на кооперацию усилий в решении проблем материнства и детства, выведенных на уровень федеральных и региональных целевых программ. Так, начиная с 1997 г. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования поддержано 40 региональных программ по разделу <перинатология>.

Двухлетний опыт работы с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по обеспечению медикаментами детских онкогематологических отделений свидетельствует о чрезвычайно высоком социальном эффекте этой программы, так как возможности отделений были задействованы на полную мощность, что позволило оказать эффективную медицинскую помощь значительно большему числу больных.

В 1998 г. на средства, выделенные из резервного фонда Президента Российской Федерации, были закуплены комплекты медицинской техники для оказания экстренной медицинской помощи детям раннего возраста на 34 территориях; выделены средства на приобретение лекарств и медицинской техники для 13 домов ребенка и 16 областных и городских больниц в регионах Российской Федерации, а также для 4 ведущих федеральных детских медицинских учреждений, в том числе на кардиохирургическое лечение детей в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН.

Международное сотрудничество Министерство здравоохранения РФ направляет на поддержку приоритетных направлений материнства и детства - программы планирования семьи, грудного вскармливания младенцев, профилактики йоддефицитных состояний, охраны психического здоровья детей и подростков и другие. Особо следует отметить проект создания онкогематологических детских центров на 11 территориях России, осуществленный при помощи общественной организации КЭР-Германия, позволивший создать в России центры, владеющие современными эффективными технологиями.

В заключение следует подчеркнуть, что утвердившийся в 90-е годы подход к решению приоритетных проблем материнства и детства на основе программно-целевого планирования является перспективным; его целесообразно развивать как на федеральном, так и на региональном уровнях на основе рационального размещения ресурсов, согласованности действий, усиливающих результативность реализации программ.

За всеми приведенными результатами реализации программ федерального и регионального уровней стоит труд многих научных и практических коллективов и конкретных специалистов, которые не названы, но именно они содействуют развитию и реализации стратегии охраны здоровья матерей и детей.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N4-1999, с.14-17


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования