Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> Экономические науки | Обзорные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Электронная коммерция - что и как купить в Интерненте?

С. Петровский, редактор сайта - "Право Интернет в России"
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", N 7, 2001 г.
Содержание

Права потребителя

При приобретении чего-либо в электронном магазине нередко возникает вопрос о гарантированности такого рода сделок, особенно при крупных покупках. Несмотря на то что продажа товаров в Интернете дело с экономической точки зрения довольно новое, в этой сфере действуют ставшие уже традиционны ми правила, касающиеся защиты прав потребителей.
Основными являются общие положения, изложенные в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, стр. 140), а также детализирующие их "Правила продажи товаров по образцам" (утверждены постановлением Правительства РФ N 918 от 21 июля 1997 г., с изменениями от 2 октября 1999 г. - 7 декабря 2000 г.).
Поскольку, покупая товар в Интернет-магазине, вы не имеете возможности "пощупать" его руками, желательно получить как можно больше сведений о предполагаемой покупке. Согласно "Правилам продажи товаров по образцам", продавец обязан представить информацию о товаре (для импортных товаров - на русском языке), содержащую:
  • наименование товара;
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
  • сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • цену, порядок и условия оплаты товара (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товара покупателю и другие условия);
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;
  • срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного вида товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;
  • сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
  • способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор;
  • способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом.
Если в приобретаемом товаре устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Таким образом, совершая покупку через Интернет, стоит как минимум узнать наименование и адрес фирмы - владельца магазина, которая будет нести ответственность в случае продажи некачественного изделия. Для возврата товара нужно сохранить товарный чек, квитанцию, извещение или иной документ, подтверждающий покупку (при отсутствии этих документов можно будет подтвердить факт покупки товаров свидетельскими показаниями, но это уже сложнее).
Необходимо учитывать, что договор между вами и Интернет-магазином считается заключенным не тогда, когда на сайте сделан заказ, а только при получении вами товара и передаче денег. Следователь но, вы вправе отказаться от доставленного вам курьером товара, если вас не устраивает качество или товар оказался не совсем таким, каким он представлен на сайте.
Если вам продали товар ненадлежащего качества (и это не было заранее оговорено продавцом), то в соответствии с пунктом 33 "Правил продажи товаров по образцам" вы вправе по своему выбору потребовать:
  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем либо третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В отношении технически сложного и дорогостоящего товара эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков;

  • расторжения договора. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Сроки исполнения указанных требований продавцом определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований покупателя.

К сожалению, кроме проблем с несоответствием описания товара и его реальных характеристик на практике нередки случаи нарушения сроков доставки. Иногда задержка может привести к тому, что вы уже утратите потребность в заказанном товаре (например, когда заказываются цветы к юбилею). На основании Гражданского кодекса Российской Федерации вы также вправе отказаться от получения и оплаты товара, доставка которого просрочена.
В любом случае, чтобы предупредить возможные проблемы, посмотрите сообщения, оставленные покупателями на форуме сайта Интернет-магазина - своеобразной "Жалобной книге". По таким сообщениям часто можно определить реальные, а не рекламные сроки доставки, качество товаров и т.д.

Назад | Вперед


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования