Обратите внимание!   Посетите Сервер по Физике Обратите внимание!

Наука >> Физика >> Основы технологии >> Ядерная энергетика | Популярные статьи

Популярные статьиТермояд: сквозь тернии к звездам. Часть 1

Популярные статьиТермояд: сквозь тернии к звездам. Часть 1: Термояд: сквозь тернии к звездам (Часть первая)

ФотографииВетер как альтернативный источник энергии

Термояд: сквозь тернии к звездам. Часть 2

Р. Сворень, специальный корреспондент журнала "Наука и жизнь".
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", N 9, 2001 г.
Содержание

Если бы во времена Пушкина...

Если бы во времена Пушкина сказать людям, что через несколько десятилетий в их дома по тонким металлическим ниткам придет какое-то электричество и зажжет яркие лампы вместо свечей, этому вряд ли кто-нибудь поверил. А ведь именно так и случилось - уже в конце XIX века электричество стало реальной работающей силой, хотя незадолго до этого даже образованные граждане считали его не более чем предметом лабораторных фокусов. Лишь немногим больше столетия отделяет эту справедливую по тем временам репутацию от нынешних мощнейших электростанций и покрывших планету электрических сетей, от электропоездов, дуговых металлургических печей, телефона и телевидения. Что-то похожее может произойти и со столь нужным человечеству неисчерпаемым источником энергии - управляемым термоядерным синтезом, УТС.
Есть верный признак того, что дело УТС движется к успеху - в мировой прессе стали появляться публикации о приоритете, в частности о том, кто первый придумал добывать энергию из горячей плазмы. В связи с этим уместно вспомнить, что первый документ с описанием подобной идеи - письмо служившего на Дальнем Востоке сержанта Олега Александровича Лаврентьева (ныне доктор физико-математических наук, работает в Харьковском физико-техническом институте), которое он в 1949 году отправил Сталину. В письме несколько наивно, но в принципе разумно предлагалось получать термоядерную энергию, удерживая плазму с помощью полей, правда не магнитных, а электрических. Письмо переслали профессионалам, уже занимавшимся проблемой термояда. А. Д. Сахаров впоследствии подтвердил приоритет оригинальности идей самодеятельного физика о возможности мирного использования термоядерных реакций.
Если перевести взгляд из прошлого в будущее, то придется честно отметить, что, по прогнозам, управляемый термояд еще 20-30 лет будет оставаться предметом исследований, экспериментальных установок, проектов и популярных статей в газетах и журналах. Но, по прогнозам же и даже по просчитанным планам, через несколько десятилетий термояд должен стать работающей реальностью.
Символом УТС можно считать картину, обошедшую когда-то многие издания. На берегу океана (моря, озера, реки) стоит электростанция, топливом для которой служит вода. Именно вода: в некоторой части ее молекул вместо водорода всегда есть тяжелый водород - дейтерий, необходимый для реакций синтеза. Расход воды невелик - несколько цистерн могут сутки кормить электричеством большой город, такой, скажем, как Рязань, Одесса или Бостон. (Еще раз напомним наглядный пример: при "сжигании" дейтерия, содержащегося в литре воды из крана, выделяется столько же энергии, сколько ее имеется в 400 литрах бензина.) Да и то реально расходуется лишь ~0,016% всей массы воды (атомы дейтерия), а остальные ~99,84% возвращаются в водоем. Полное же количество дейтерия в океане составляет около 4*1013 тонн. Его хватит для производства 1020 киловатт-лет электроэнергии. Так что, похоже, человек нашел для себя безвредный и практически неисчерпаемый энергетический источник. Но, конечно, нашел не так, как дрова, нефть или уголь, не наткнулся случайно. Физики выявили этот источник, высмотрели его у природы, извлекли из полной неясности и неизвестности, прорисовав важнейшие детали в нашей картине мира.

Картина мира, открытая наукой, особенно физикой последнего столетия, - величайшее достижение человеческого разума, изменившее все наше миропонимание. Поэтому вполне справедливо известное "что-то физики в почете", тем более, что именно физики первыми встали стеной против смертельно опасного "что-то лирики в загоне". И вот еще что примечательно - пребывание в мире высоких материй удивительным образом сочетается у физиков с умением извлекать из них практические результаты, то, что реально работает на человека. Именно из физики пришли к нам персональные компьютеры и идеи генетического кода, гигантские воздушные лайнеры, понимание механизмов кровоснабжения и цветные телевизоры. Сегодня на наших глазах, взяв на себя главную заботу и главную ответственность, физика небыстро, но планомерно, шаг за шагом, продвигается к решению еще одной задачи, жизненно важной для человека и человечества, - к созданию энергетического изобилия.

Литература

В журнале "Наука и жизнь" о ТОКАМАКах были опубликованы статьи:
Плотников А."Термояд" в плазменном шнуре. - N 3, 1971 г.
"ТОКАМАК-7" - еще один шаг к реактору . - N 3, 1980 г.
Александров А., докт. физ.-мат. наук, Елесин Е., доктор физ.-мат. наук. Лед и пламень. - NN 11, 12, 1987 г.
Панкратов С. ТОКАМАК - новый шаг. - N 4, 1989 г.