Обратите внимание!   Посетите ASTRONET.RU Обратите внимание!

Наука >> Астрономия | Популярные статьи

Бегство от умирающего Солнца

Г. Александровский
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", N 8, 2001 г.
Содержание

Можно ли остаться в семье планет

Все упомянутые события в Солнечной системе отдалены от нас трудно вообразимыми временными расстояниями. Но масштабы предстоящих катастроф таковы, что ученые уже сейчас задумываются над тем, как спасти человечество.
На рисунке показано, как расширяющееся Солнце захватывает Землю.

Конечно, можно предположить, что до наступления этого драматического времени люди переселятся на какую-нибудь из пригодных для жизни планет в Млечном Пути. Только вряд ли человечество с легкостью покинет колыбель своего разума и бросит на неотвратимую гибель Землю. Вот почему уже сейчас рождаются идеи, планы, как сохранить для человечества его родную планету.
Еще задолго до того, как раздувшееся Солнце опалит земной шар, начнутся резкие изменения климата, их не вынесет большая часть живых организмов. Наша планета окажется в положении своей соседки - Венеры, какой она нам ныне представляется: безжизненная, горячая пустыня (примерно 470оС), над которой висит сплошной мощный облачный слой, состоящий преимущественно из углекислого газа. Область, где смогут существовать белковые тела, сильно отодвинется к периферии нашей планетной системы.
Если светимость Солнца увеличится более чем в полтора раза, на Марсе установятся температуры, близкие к нынешним земным. Люди могли бы найти там пристанище, но только временное: не исключено, что расширившаяся внешняя оболочка Солнца чуть позднее поглотит и Марс.
В лучшем положении окажутся луны крупных планет. Толстые ледяные панцири, сковывающие сейчас спутники Юпитера, растают и образуют океаны. А вода - одно из основных условий для жизни. Правда, мы еще не знаем, насколько велики и надежны эти водные запасы.
Во всяком случае, судя по данным, полученным с автоматической межпланетной станции "Галилей", есть основания считать, что спутники Юпитера - Европа и Каллисто - содержат под ледяной коркой воду.
Крупнейший спутник Сатурна - Титан - тоже может стать убежищем для жизни, хотя ныне там господствует холод: _180оС. И атмосфера на Титане, состоящая сейчас из азота, образует вместе с различными углеводами плотные облака, которые поглощают 90 процентов солнечного излучения. Если убрать этот колпак, создающий непрозрачность атмосферы, то поверхность Титана получит в 17 раз больше солнечной энергии, чем сегодня. А если еще добавить действие парникового эффекта, то среднюю температуру Титана можно поднять на 80 градусов.
Этот спутник Сатурна ряд ученых рассматривают как природную лабораторию, где можно увидеть, изучить, понять, какими были условия на Земле в самое раннее время ее существования. Биохимический и строительный материал на Титане несомненно есть. По расчетам ученых, у человечества впереди еще около 500 миллионов лет, отпущенных природой на то, чтобы оживить это небесное тело, как раз к тому времени, когда Земле придет время умирать.