Обратите внимание!   Посетите Сервер по Физике Обратите внимание!

Наука >> Физика >> Основы технологии >> Нанотехнологии | Новости

Популярные статьиЯдерный магнитный резонанс: Сущность явления ЯМР

НовостиСверхпроводник в кипятке

НовостиПластиковая электроника - электроника XXI века.

Популярные статьиСвойства космической пыли: парсек

НовостиСверхпроводящий полимер

НовостиДебют магнитного полимера

НовостиНовые вещества

Популярные статьиОбычные и необычные фазовые переходы: phase

Популярные статьиОбъекты Хербига-Аро

Новости26 декабря 2000 г - День ИТЭФа

Популярные статьиСвойства космической пыли: Синтез молекул на поверхности пылинок

Популярные статьиУглеродные нанотрубки: их свойства и применение

НовостиРазгадывая величайшую в мире загадку

НовостиВышел из печати 1-ый том книги "Глобальные проблемы геодинамики"

Популярные статьиПодвергнута сомнению ударная гипотеза вымирания динозавров

Магнитный углерод Магнитный углерод
27.10.2001 14:16 | Phys.Web.Ru, А.П.Крашенинников

Два ученых с физического факультета университета Умео, Швеция (UME\AA), Татьяна Макарова и Бертиль Сундквист (Bertil Sundqvist), сообщили в журнале Nature об открытии ферромагнитных свойств у чистого углерода. Это открытие позволяет рассчитывать на новые типы магнитных носителей информации и электродвигателей.

Обычно магнетизм связан с такими металлами, как железо, кобальт и никель или же так называемыми редкоземельными элементами, такими как самарий и гадолиний. Чистый же углерод в формах графита и алмаза не оказывает никакого влияния на стрелку компаса. Новые магнитные материалы, исследованные в лаборатории, представляли собой молекулы фуллерена C60 (называемые также "футболино"), которые при высоких давлениях и температуре сцепляются между собой, образуя кристалл (см. рис.).

Новое открытие способно привести к более глубокому пониманию основ магнетизма и к массовому производству подобных органических магнитов. Их малая плотность позволит создавать новые легкие и эффективные электромоторы и генераторы, а также новые виды магнитооптических устройств запоминания и хранения информации.

Ферромагнитные свойства С60 были открыты по чистой случайности. За последние годы были обнаружены новые материалы, являющиеся его производными, среди которых оказалось и много "хороших" сверхпроводников (см. материалы по нанотехнологиям на нашем сервере). На самом деле, и в этом случае исследователи рассчитывали обнаружить именно сверхпроводящие свойства углеродных материалов. Применив магнитные методы измерений, исследователи обнаружили ферромагнитные свойства, такие как остаточная намагниченность, сохраняющиеся при температурах до 225C (точка Кюри). Сам полимер был изготовлен в России, после чего изучался группами исследователей в Швеции, Германии и Бразилии.

Долгое время само существование органических магнитов считалось невозможным, но в последнее время было открыто достаточно много органических материалов, обладающих магнитными свойствами. Многие из них обладают чрезвычайно сложной структурой, а магнитные свойства в них сохраняются лишь при очень низких температурах (ниже -250C). Среди них также молекулярные комплексы C60 с тетракис(диметиламино)этиленом (TDAE). Чистый графит при комнатной температуре проявляет диамагнитные свойства, но этому в научном мире никогда не придавалось особого значения.

Авторы открытия: Т.Макарова, Бертил Сундквист, Roland Hohne, Pablo Esquinazi, Yakov Kopelevich, P.Scharff, Valerii Davydov, Ludmila Kashevarova, Aleksandra Rakhmanina. Эти ученые представляют несколько организаций: Физико-технический институт им. Иоффе - С.-Петербург, Университет Умео - Швеция, департамент сверхпроводимости и магнетизма Лейпцигского университета - Германия, Instituto de Fisica, Unicamp - Brazil, Институт физики высоких давлений - Троицк, Россия.

Источник: Пресс-релиз университета Умео.