Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посетите Сервер по Физике Обратите внимание!
 
  Наука >> Физика >> Общие вопросы >> Справочники >> Физическая энциклопедия | Словарные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Словарные статьиАвтомодельность

Словарные статьиАвтомодельная асимптотика

Популярные статьи150 лет ГАИШ: 150 лет Московской университетской обсерватории - Государственному Астрономическому институту имени П.К.Штернберга

Автомодельное течение
1.08.2001 18:37 | Phys.Web.Ru
    

Автомодельное течение - течение жидкости (газа), которое остаётся механически подобным самому себе при изменении одного или нескольких параметров, определяющих это течение. В механически подобных явлениях наряду с пропорциональностью геометрических размеров соблюдается пропорциональность механических величин - скоростей, давлений, сил и т. д. (см. Подобия теория).

Автомодельное течение - частный случай течения жидкости (газа), когда общая задача гидроаэромеханики сводится к системе безразмерных обыкновенных дифференциальных уравнений и граничных условий, зависящих от одной надлежащим образом выбранной безразмерной независимой переменной. Благодаря этому задача расчёта течения упрощается, и удаётся получить её численное, а в ряде случаев и аналитическое решение.

Так, при обтекании бесконечного конуса сверхзвуковым равномерным потоком идеального газа (рис. 1) нельзя выделить характерный линейный размер, поэтому при растяжении или сжатии картины течения относительно вершины конуса О в произвольное число раз картина не изменяется, т. е. остаётся подобной самой себе. Все безразмерные характеристики течения - относительные скорости, давления и т. д. зависят от одной независимой геометрической переменной - полярного угла $\theta$. Обтекание конуса описывается системой из двух уравнений - с граничными условиями на поверхности конуса и на присоединённой конической ударной волне: $ \begin{array}{ll} {\displaystyle \gamma -1\over\displaystyle 2}(2v_r+v_\theta\ctg\theta+v_\theta^\prime)\lbrace 1-(v_r^2 + v_\theta^2) - v_\theta(v_r v_r^\prime + v_\theta v_\theta^\prime)\rbrace, \\ v_\theta=v_r^\prime. \end{array} $ Здесь $v_r, v_\theta$ - составляющие относительной скорости в полярной системе координат $r, \theta, \gamma=cp/cV$ - отношение удельных теплоёмкостей.

Автомодельное течение в ламинарном пограничном слое существуют лишь при некоторых специальных законах изменения скорости U вне пограничного слоя, в частности при постоянной скорости U=const (пограничный слой на продольно обтекаемой бесконечной плоской пластине). Т. к. в рассматриваемом течении нет какой-либо характерной длины, то профили скорости v в автомодельном пограничном слое в различных поперечных сечениях x=const подобны друг другу и в безразмерных переменных представляются универсальной функцией ${\displaystyle v\over\displaystyle U}=\varphi(y/ \delta)$, где у - расстояние по нормали к пластине, $\delta$ - толщина пограничного слоя. Безразмерная функция тока $f(\zeta)$ в автомодельном пограничном слое удовлетворяет обыкновенному дифференциальному уравнению
$f'''+\alpha ff'' + \beta(1-f'2)=0$
с граничными условиями $f=0, f' = 0$ при $\zeta=0$ и $f' = 1$ при $\zeta=\infty$. Здесь $\alpha, \beta$ - некоторые постоянные, a $\zeta$ - безразмерная автомодельная переменная, пропорциональная $у/ \delta$. Аналогичные автомодельные течения возможны и в пограничном слое, возникающем ири свободной (естественной) конвекции.

Автомодельное течение возникает и в основном участке турбулентной свободной струи (рис. 2), вытекающей из плоского или круглого сопла в неподвижную среду, т. к. в сходственных точках любых двух поперечных сечений безразмерные величины скорости (температуры, концентрации) одинаковы. Для нестационарных автомодельных течений состояние течения в некоторый момент времени t, характеризуемое распределением давлений, скоростей, температур в пространстве, механически подобно состоянию течения при любом другом значении t. Такие течения образуются, например, в случае сильного взрыва, а также при распространении в горючей смеси фронта пламени или детонации. В случае сферической симметрии взрыв (поджигание смеси) происходит в точке, в случае цилиндрической симметрии - вдоль прямой, а в случае плоских волн - вдоль плоскости. Если в момент t=0 мгновенно выделяется конечная энергия E0, а начальная плотность газовой среды равна $\rho_1$, то введение безразмерной автомодельной переменной $\lambda=E_0t^2/ \rho_1r^{2+\nu}$ (где r - расстояние от места взрыва, $\nu=3$ - для сферических волн, $\nu=2$ - для цилиндрических и \nu=1 - для плоских) позволяет свести задачу определения безразмерных давлений, скоростей, температур за взрывной (ударной) волной к решению системы обыкновенных дифференциальных уравнений с автомодельными граничными условиями на ударной волне.

В широком смысле под автомодельностью течения иногда понимают независимость безразмерных параметров, характеризующих течение, от критериев подобия. Так, коэффициент лобового аэродинамического сопротивления СX (см. Аэродинамические коэффициенты) можно считать автомодельным по Маха числу М или Рейнольдса числу Re, если в некотором диапазоне их изменения СX от них не зависит. Автомодельность коэффициента СX по М и Re существует для большинства тел, обтекаемых газом, при больших М (М>8) или достаточно больших Re (Re>107).


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования