Обратите внимание!   Посетите ASTRONET.RU Обратите внимание!

Наука >> Астрономия >> Планетология и Солнечная система >> спутники планет >> Луна | Новости

КнигиСофронова Е.И. Где ты моя Родина?

Что новенького на Луне?
31.07.2001 18:26 | Русский Переплет

Исследуя образцы лунного грунта, московские ученые впервые обнаружили в нем частицы самородного молибдена, сульфида серебра и твердого раствора железа и олова. Исследование поддержано грантом РФФИ и Федеральной целевой программой "Интеграция".

Автор работы: Богатиков Олег Алексеевич, кандидат геолого- минералогических наук , Москва

Глядя на Луну, романтики и влюбленные едва ли размышляют над тем, что, собственно, это такое. Известно ведь - спутник Земли. Однако для ученых Луна по-прежнему загадочна. Что такое Луна, откуда она взялась? Возникла ли самостоятельно из того же первозданного облака, что и Земля? Или это отколовшийся когда-то кусочек Земли? Или Луна - вообще прилетевшая из другой галактики загостившаяся у нас космическая странница?

Чтобы узнать, какая из этих гипотез верна, нужно для начала выяснить, из чего состоит Луна. Казалось бы, ученые давным- давно ответили на этот вопрос. Ведь образцы лунного грунта были доставлены на Землю около двадцати лет тому назад, и уже тогда их тщательно изучили, а полученные данные внесли в фундаментальный справочник Дж.Фрондел. Однако наука не стоит на месте, и новые методы исследования позволяют получать новые результаты.

Ученые из московского Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ) РАН под руководством кандидата геолого-минералогических наук Олега Богатикова детально изучили образцы, доставленные на Землю из Моря Кризисов автоматической станцией Луна-24.

Образцы грунта представляли собой реголит - такой лунный песок, который образуется на Луне при разрушении горных пород. Песчинки эти очень маленькие - размером около четверти миллиметра, а изучали их ученые сначала просто под оптическим микроскопом, а затем с помощью сканирующего электронного микроскопа, оснащенного энергодисперсионным спектрометром.

Между прочим, именно реголит может дать наиболее полное представление о минеральном составе Луны, поскольку песок этот состоит из крошечных кусочков самых разнообразных минералов. Может быть, именно поэтому большинство новых минералов в лунном грунте находят сейчас именно российские ученые. Ведь хотя американцы в свое время привезли почти втрое больше грунта (около полутора тонн против наших 500 кг), почти весь этот груз состоял из крупных "булыжников". Ну а наши станции привезли в основном реголит, и не прогадали.

Оказалось, что в исследованных образцах есть и редкие минералы. Например, в качестве кристаллографической редкости авторы отмечают крошечный микрокристалл хромистой ульвошпинели, включенный во фрагмент полевого шпата. Этот микрокристалл имеет четко выраженную октаэдрическую форму. Еще одна интересная находка - крошечные каплевидные микрочастицы самородного железа, образующие почти замкнутую окружность.

Однако наиболее интересным было то, что некоторые из минералов были найдены вообще впервые! Например, исследователи впервые обнаружили в образце лунного грунта самородный молибден - частичку размером около 1х0,6 микрон практически чистого молибдена. На Луне этот минерал найден впервые, а на Земле самородный молибден вообще не встречается.

Кроме того, авторы обнаружили в лунном грунте частички размером от 0,2 до 0,7 микрон, состоящие, как выяснили ученые, из твердого раствора железа и олова. Интересно, что и этот минерал на Земле в природе не встречается, но, как искусственно синтезированное, это соединение хорошо известно.

Наконец, еще одна находка - это сульфид серебра. Его частички размером от 1 до 3 микрон ученые тоже впервые обнаружили в виде включений в кусочки полевого шпата. Авторы полагают, что сульфид серебра сформировался еще на ранних стадиях развития Луны, когда в неостывшей еще планете развивались магматические процессы.

Откуда же на Луне самородные металлы, которые практически не встречаются на Земле в свободном виде? Почему частицы металлов находятся, как правило, на поверхности кусочков породы? Авторы предполагают, что это результат восстановления металлов из их оксидов солнечным ветром - протонным облучением в условиях высокого вакуума и непрерывной метеоритной бомбардировки. Ну а на Земле эти металлы просто окисляются - и воды, и кислорода у нас для этого хватает.

Интересно, что самородные металлы с лунной поверхности и на Земле окисляются с трудом. Почему это происходит? Авторы полагают, что под действием потока протонов восстановленные металлы приобретают не кристаллическую, а аморфную, более устойчивую к окислению структуру. Чтобы доказать справедливость такого объяснения, ученые провели очень наглядный эксперимент: взяли хорошо отполированную пластину молибдена, "написали" на ней пучком протонов слово из трех букв - говорят, слово "мир", и поместили эту пластину в пары сильнейшего окислителя - царской водки. Уже через несколько минут нетронутые окислением буквы блестели на матовой из-за коррозии поверхности пластинки.

Итак, благодаря усилиям российских ученых, наши знания о составе лунных пород весьма расширились. В ближайших планах ученых - поиск в лунном грунте соединений платины или металлов платиновой группы. Дело в том, что в наиболее древних земных породах таких соединений очень много, а вот на Луне, в породах-ровесницах, такие соединения пока не обнаружены. Если их там действительно нет, гипотеза о том, что Луна - не родственница Земли, а самостоятельный небесный объект, оказавшийся в плену у Земли, получит мощное подтверждение.