Обратите внимание!   Посетите Сервер по Физике Обратите внимание!

Наука >> Физика >> Общие вопросы >> Биографии физиков | Популярные статьи

Аннотации книгИ.В.Петрянов-Соколов: о себе и о своем деле, о нем и о его делах. М., 1998

НовостиМировая линия Гамова

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Творцы ядерного века

В.Ю.Баранов, С.Д.Лазарев (Российский научный центр "Курчатовский институт"
Опубликовано в журнале "Природа", N 1, 2000 г.
Содержание

Введение

Два года назад исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося ученого нашей страны академика Исаака Константиновича Кикоина (1908-1984). И хотя его уже давно нет среди нас, память о нем жива. В вышедшей книге его коллеги, многочисленные ученики и родственники делятся своими воспоминаниями, раскрывая образ ученого, руководителя, человека.
Исаак Константинович Кикоин. Воспоминания современников

Отв. ред. Н.Н.Пономарев-Степной.М.: Наука, 1998. 255 с.

Кикоин относился к той когорте ученых, которые своими трудами позволили советской науке занять лидирующее положение в мире. С его именем связаны многие замечательные достижения как в области фундаментальной физики, так и в решении атомной проблемы в нашей стране.

Часть 1

На формирование личности И.К.Кикоина как ученого-физика большое влияние оказал руководитель Ленинградского физико-технического института академик А.Ф.Иоффе - один из создателей школы советской физики. После окончания Политехнического института в Ленинграде Кикоин начал работу в Физтехе. Одной из первых его научных работ было исследование эффекта Холла и магнитосопротивления в жидких металлах. Полученные результаты доказали применимость развитой незадолго до этого квантовой теории электропроводности жидких металлов, из которой следовало, что постоянная Холла определяется лишь плотностью электронов проводимости независимо от характера расположения ионов. Кикоин опроверг выводы, сделанные такими крупными физиками, как Вальтер Нернст и Пауль Друде, что эффект Холла в жидких металлах отсутствует. Широкое признание пришло в 1933 г. после открытия им (совместно с М.М.Носковым) фотомагнитоэлектрического эффекта в полупроводниках, который вошел в литературу как эффект Кикоина-Носкова. Из работ, выполненных Кикоиным в довоенные годы, следует отметить те, что посвящены исследованию эффекта Холла в магнетиках и измерению гиромагнитного отношения в сверхпроводниках. Кикоин показал, что в ферромагнетиках, наряду с обычным эффектом Холла, связанным с магнитным полем, существует аномальный эффект, который определяется намагниченностью образца (аномальный эффект Холла-Кикоина). В блестящих по экспериментальному мастерству исследованиях Кикоиным (совместно с С.В.Губарем) было впервые измерено гиромагнитное отношение в сверхпроводниках и показано, что магнетизм сверхпроводников связан с электронным током. Этот результат был весьма важен для понимания микроскопической природы сверхпроводимости.
Уже в довоенные годы имя Кикоина как видного ученого в области физики твердого тела было известно как в нашей стране, так и за рубежом. Однако начавшаяся в 1941 г. война круто изменила все жизненные планы. Кикоин переключает свою деятельность на решение прикладных задач, важных для повышения обороноспособности нашей страны. В 1941-1942 гг. руководимая им лаборатория на Урале создала новый тип амперметра для измерения больших токов, который нашел свое применение в электролизных процессах при выплавке алюминия. За эту работу Кикоин получил свою первую Государственную премию.
В 1942 г. по приглашению И.В.Курчатова Кикоин начинает работы, направленные на создание атомного оружия в Советском Союзе. Ему была поручена одна из важных и сложных проблем атомного проекта - разделение изотопов урана, - которая и была блестяще решена в чрезвычайно сжатые сроки. Под научным руководством Кикоина создавалась отечественная промышленная газодиффузионная технология разделения изотопов урана. Это позволило в 1951 г. провести успешное испытание советской урановой атомной бомбы.
Кикоин был одним из организаторов Института атомной энергии (ныне - Российский научный центр "Курчатовский институт"), в котором он работал заместителем директора до конца своих дней. Усилиями Кикоина и возглавляемых им коллективов технология разделения изотопов была в последующие годы радикально изменена - в промышленности используется центробежная технология разделения изотопов урана, что позволяет в десятки раз уменьшить расход электроэнергии.
В работе над атомным проектом проявились выдающиеся качества Кикоина как ученого, организатора, руководителя. Его авторитет основывался не на административной власти, а на высочайших профессиональных и человеческих качествах. Работал Кикоин самозабвенно, его рабочий день продолжался 12-14 часов в сутки, и так в течение многих лет.
За успешное решение поставленных правительством задач по атомной проблеме деятельность Кикоина была отмечена наградами. Он - дважды Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина, лауреат Ленинской и шести Государственных премий СССР.