Обратите внимание!   Посетите ASTRONET.RU Обратите внимание!

Наука >> Астрономия >> Астрономические инструменты >> Телескопы | Популярные заметки

Популярные заметкиСпектрограф Очень большого телескопа

Крестины восьмиметровых телескопов
27.06.2001 18:40 | Журнал Природа
    У астрономов сложилась традиция давать большим телескопам имена собственные. До сих пор это были имена знаменитых ученых или меценатов, чьи усилия и деньги способствовали рождению уникальных научных инструментов. Например, метровые рефракторы Лик и Йеркс, 10-метровые рефлекторы Кек-1 и Кек-2 названы в честь меценатов, а телескопы 3-5-метрового диаметра Хейл, В.Гершель, Мейол, Струве, Шейн и Шайн - в честь астрономов. Уникальному Космическому телескопу дали имя великого американского астронома Эдвина Хаббла.
Сотрудники Европейской южной обсерватории (ЕЮО) в Чили, создающие сейчас гигантскую систему из четырех 8-метровых и трех 2-метровых телескопов на горе Сьерро-Параналь в пустыне Атакама, решили не отходить от этой традиции и тоже дать своим гигантам имена собственные, которые заменят их технические обозначения VLT UT1-UT4 (т.е. Very Large Telescope, Unit 1-Unit 4). Но это будут весьма оригинальные имена, почерпнутые из языка народа мапуче, живущего в южной части Чили1. Отныне телескопы VLT UT1-UT4 называют по порядку так: Анту (Солнце), Кьюен (Луна), Мелипаль (Южный Крест) и Йепун (Сириус).
Летом 1998 г. увидел первый свет звезды телескоп Анту, к 1 апреля 1999 г. закончился этап его отладки и тестирования, и новый инструмент был передан в руки ученых. Он оснащен великолепным комплексом приемной аппаратуры в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах, а качество его изображений лучше всего характеризует одно число: угловой размер звезды в его фокусе равен 0.3-0.4". Весьма наглядно это проявляется на полученных с его помощью изображениях галактик: такой четкостью до сих пор мог похвастаться только Космический телескоп им.Хаббла. Спиральная галактика NGC 1232, наблюдаемая в созвездии Эридан, удалена от нас примерно на 100 млн световых лет. Она почти вдвое больше нашей Галактики - ее диаметр около 200 тыс. световых лет. Особенно ясно на цветном изображении, полученном 23 сентября 1998 г. (ESO PR Photo 37d/98), проявилось различие звездных населений центральной части и периферии галактики, характерное для всех спиральных систем2: в окрестности ядра концентрируются старые красные звезды, а в спиральных рукавах - молодые массивные голубые светила. Слева, на краю снимка, можно заметить небольшую галактику-спутник, форма которой напоминает греческую букву Q.
Изображение гигантской системы взаимодействующих галактик NGC 6872 / IC 4970 было получено 27 февраля 1999 г. (ESO PR Photo 08a/99). Пересеченная спираль NGC 6872 по форме напоминает знак интеграла. Рядом с ней видна сравнительно небольшая линзовидная галактика IC 4970. Яркое светило с лучиками - это звезда нашей Галактики, на сильно передержанном изображении которой проявилась дифракция света на зеркале и элементах конструкции телескопа. Представляют интерес и многочисленные изображения далеких галактик заднего фона. Длинные внешние части спиральных рукавов галактики NGC 6872, возможно, вызваны приливным взаимодействием с ее компаньоном IC 4970; на это указывает молодость их звездного населения (голубой цвет рукавов) и растрепанный вид.
Пересеченная спиральная галактика NGC 1365 - классический представитель данного типа. Она входит в крупное скопление, наблюдаемое в созвездии Печь, и удалена от нас на 60 млн световых лет. Полученное изображение (ESO PR Photo 20b/99, 30 апреля 1999 г.) особенно ценно наличием тонких пылевых деталей в окрестности ядра, которые позволяют изучать движение межзвездного газа. Все публикуемые цветные изображения галактик были сделаны на телескопе Анту с помощью камеры FORS1 (Focal Reducer and Spectrograph). Для синтеза цветного изображения каждой галактики использовались три ее черно-белых снимка, полученные соответственно в голубых, желтых и красных лучах. Если бы глаз человека был способен различать цвета слабосветящихся объектов, мы видели бы галактики в телескоп такими же цветными. К сожалению, ночное зрение человека не чувствительно к цвету. Но теперь электронные глаза телескопов помогают нам восполнить недостаток природного зрения.
В.Г.Сурдин

1ESO Press Release 07/99, 7 April 1999.
2Подробнее о спирально-вихревой структуре в галактиках см.: Фридман А.М., Хоружий О.В. Предсказание и открытие гигантских вихрей в галактиках // Природа. 1998. 8. С.7-19; 9. С.25-38.