Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Педагогика | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиПоследний энциклопедист

Научные статьиРусская духовная миссия в Японии и ее кафедральный собор в Токио

Популярные статьиНобелевские портреты: Сидни Бреннер

НовостиНовая книга по физике элементарных частиц

Популярные статьиДва архива русской эмиграции

Научные статьиКонявская Е. Л., Владимир Владимирович Кусков - учёный и учитель.

Популярные заметкиФилософия как веселая наука: (1)

Биографии ученыхПамяти первого главного редактора. Леонид Константинович Шкаренков

Научные статьиНовая концепция эдиционного архивоведения

Научные статьиБ.А. Бахметев дипломат, политик, мыслитель

КнигиВласть и советское общество в 1930-е годы: англо-американская историография проблемы

Научные статьиКонявская Е. Л., К вопросу об авторском самосознании Епифания Премудрого

Популярные статьиГеномика и геносистематика

НовостиРазгадывая величайшую в мире загадку

КнигиП.А.Николаев "Культура как фактор национальной безопасности": Культура и религия

Научные статьиАрхивная коллекция академика П.Г. Виноградова

КнигиП.А.Николаев "Культура как фактор национальной безопасности": Культура и власть

Научные статьиАрхеолог Владимир Яковлевич Толмачев

Научные статьиПолянский С.М., Богословско-философские взгляды митрополита Никифора.

А.В.Калуев

Что полезно знать ученому перед тем,  как писать свой труд 

Центр физиолого-биохимических проблем

Издание третье, переработанное и дополненное.

Киев, 2001 г.


А.В.Калуев Что полезно знать ученому перед тем, как писать свой труд (эссе). Электронная версия последнего 3-го  издания (2001 г., готовится к печати). Киев, 2001 г.  Центр физиолого-биохимических проблем

I. Предисловие.

Предисловие к третьему изданию.

В Москве, почти напротив дома автора, есть замечательный ресторан "Русский охотничий клуб". Именно там одним днем на закате лета и родилась мысль осуществить очередное переиздание настоящего эссе. Благо, тираж его разошелся так же быстро, как и в первый раз, а оставшаяся небольшая стопка красных книжечек более не отягошает книжный шкаф автора. Забавно, что Российская Государственная библиотека поместила эту книжку в раздел "науки о земле", и теперь все почвоведы (и другие уважаемые естественники) могут по достоинству оценить вклад автора эссе в эти науку. Идея настоящего эссе заключалась еще и в том, что это обязательно должно стать последним изданием эссе, причем - максимально расширенным и дополненным его вариантом. Именно ПОСЛЕДНИМ, ибо автору становится трудно что-либо добавить к уже сказанному.

Признательность - друзьям и коллегам, кто не счел за труд прокомментировать и покритиковать первые издания. В таких беседах родилось немало ценных и полезных, на наш взгляд, советов и рекоммендаций. Почти все они нашли себя на страницах этой книги.

Особая благодарность замечательному художнику Юрию Кособукину, чьи вдумчивые, ироничные и наблюдательные иллюстрации в "нужных" местах издания позволят лучше понять смысл написанного. Вот, пожалуй, и все комментарии автора. Эссе для перезрелых студентов и "начинающих" профессоров - так иронично охарактеризовал жанр получившегося один из моих друзей-исследователей. Замечательное наблюдение, - подумалось автору. Читатель порой бывает потрясающе прав... Будет приятно, если написанное кому-нибудь пригодится. Удачи вам и творчества, дорогие читатели!

А.В.Калуев   Москва, декабрь 2000 г.

P.S. Да, ресторан был отличный, хоть и своеобразный. В тот день повар был в ударе, а окрошка с медвежатиной и яичница из перепелиных яиц - бесподобны. Кто знает, будь тогда по-другому, не увидело бы свет третье издание: автор всегда полагал, что занятие наукой должно приносить гедоническое удовольствие. И, наоборот, гедонизм порой неплохо стимулирует научное (как и любое другое, впрочем) творчество.

Из предисловия к первому изданию.

 "Публикуй или умри" - в свое время выразил кредо любого ученого великий Ньютон после того, как на него упал исторически спелый плод. Действительно, мало добыть знание - обязанность ученого сделать его достоянием своих коллег. Именно поэтому каждый месяц в мире выходят тысячи и тысячи научных журналов, а в них - десятки научных статей, тезисов и т.д. С таким потоком информации не справляются даже электронные базы данных - вроде всемогущего "Медлайна" и др.

Каждый год из дверей институтов и университетов всего мира выходят сотни тысяч выпускников - талантливых и упорных молодых исследователей. Им всем вскоре предстоит добывать крупицы знаний, а затем, разумеется, публиковать их. К сожалению, в учебные программы отечественных и зарубежных ВУЗов не входят специальные занятия или курсы по обучению искусству написания научных статей. Здесь "начинающему" автору приходится полагаться на тот богатый опыт, который могут привить своему ученику учителя - педагоги и научные руководители, а также на свои интуицию и таланты.

Проблема, однако, заключается в том, что в таком творческом деле, как написание научных статей, отсутствуют формальные критерии и правила, а студенты зачастую усваивают неписаные традиции своих учителей на интуитивном уровне, далее следуя (не всегда идеальным) манерам и привычкам своих наставников. Вот почему автор задумался над идеей написать краткое эссе, посвященное этике и эстетике научного творчества. Быть может, критическое оглядывание на собственные работы сквозь призму прочитанного будет полезно и состоявшимся, зрелым авторам...

Киев, октябрь-декабрь 1999 г.

Из предисловия ко второму изданию.

На одной из недавних конференций, собравшей около 80 участников, в перерывах между заседаниями распространялась научная и научно-популярная литература, в том числе и первое издание настоящего эссе. Во время конференции автору удалось провести небольшой (но очень показательный) эксперимент, направленный на изучение "профиля" ученых, интересующихся данной проблемой. О его любопытных результатах мне и хотелось бы вкратце рассказать читателям.

Итак, для начала несколько цифр. Стоимость различных книг (в пересчете на долл. США) колебалась от 0.15 до 1.42 при стоимости брошюры с эссе в 0.28 долл. Таким образом, издание не являлось самым дешевым. Данные о покупаемости изданий приводятся в таблице 1 (ниже). Интерес к книге оценивался по тому, брали ли ее в руки. Визуально оценивался также возраст участников эксперимента (весьма условно они разделялись на 2 группы - до 30 и после 30 лет).

Таблица 1.

Цена,

1 экз.

(долл.)

% участников

Раскупаемость издания,

в % от общего

числа экз.

взявших книгу в руки

купивших книгу

Возраст

Возраст

общ.

>30

< 30

общ.

> 30

< 30

0.15

9

5

4

4

3

1

34

0.24

19

7

12

11

6

5

47

0.28

54

35

19

34

23

11

68

0.50

42

28

14

29

17

12

54

0.76

64

45

19

39

20

19

75

1.00

47

34

13

19

15

4

38

1.42

25

10

15

5

3

2

43

Таким образом, из всего вышеуказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, молодые исследователи явно "скромничают" и не проявляют особой заинтересованности к проблеме написания научных трудов. А ведь именно им, в первую очередь, и предназначалось это издание! Зато среди представителей более зрелого возраста интерес к проблеме гораздо выше (что, признаюсь, поставило автора в тупик, поскольку, казалось бы, зрелым и состоявшимся авторам настоящая книга могла быть и не очень полезна). Примерно одинаковая покупаемость молодежью и зрелыми исследователями других изданий и слабая корреляция между ценой и общей раскупаемостью изданий позволяет в данном случае отмести т.н. финансовый фактор, т.е. меньшую покупательную способность у научной "молодежи".

Второй вывод вытекает из анализа распределения ученых, купивших брошюру с эссе, по количеству купленных экземпляров. Среди научной "молодежи" преобладал паттерн "1 человек - 1 экземпляр" (84%), тогда как у ученых старше 30 лет доля участников эксперимента, купивших 2 и более экземпляров, был гораздо выше (45%). Очевиден тот факт, что более зрелые авторы приобретали эссе не только для себя, но и для других своих коллег. Остается только надеяться, что эти экземпляры ими приобретались для собственных сотрудников - и, в первую очередь, для молодых ученых.

Итак, резюмируя, можно предположить, что в научной среде остается актуальной очень важная проблема преимущественно психологического характера. Научная "молодежь" психологически не готова признать необходимость изучения вопросов, связанных с научным творчеством (что весьма настораживает). С другой стороны, более зрелая часть исследователей обнаруживает гораздо меньший консерватизм в данном вопросе (кто сказал, что консерватизм накапливается с годами?). Последнюю тенденцию автор (изначально писавший эссе исключительно в расчете на молодежь) считает весьма и весьма обнадеживающей. Поэтому хочется выразить надежду, что обсуждаемые в эссе проблемы и содержащиеся в нем рекомендации все-таки дойдут до своего потребителя - молодых исследователей. Просто, как оказалось, помогут в этом их более зрелые наставники (о возможной помощи которых автор не задумывался тогда, когда писалось первое издание). Поистине, даже простой модельный эксперимент может привести к совершенно неожиданным результатам!

Киев, февраль 2000 г.

Содержание  Вперед --->


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования