Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Филология | Тезисы
 Посмотреть комментарии[1]  Добавить новое сообщение

УДК 801.56:801.6

Синтаксис как доминанта структурной организации поэтического текста

Н.В. ДУБОВАЯ

Дальневосточный государственный университет

Ключевые слова: научный, филология, тезисы докладов, теория литературы, текстология, теория языка, русский язык, синтаксис, поэтика

1.За основу восприятия поэтического текста мы берем структуралистское положение о литературном произведении как органическом целом, где ценность каждого составляющего элемента проявляется лишь в соотношении с другими элементами и структурным целым всего текста. Между тем Н.А.Купина, развивая известную мысль В.Б.Шкловского об ощутимости построения поэтической речи, говорит о том, что в ней, в отличие от жестко закрепленной последовательности уровней языка, "ведущее положение может занимать любой языковой уровень" (1). Этот тезис позволяет сделать вывод о существовании стихотворений, в которых доминирующую роль играет синтаксис.

2.Роль элементов грамматического уровня в конструировании смысла стихотворений с доминирующим синтаксисом так велика, что привычный источник семантики, лексический уровень, становится по отношению к грамматическому лишь "вспомогательным". Анализ текстов, в которых, как нам кажется, доминирующее положение занимает грамматический уровень, показывает, что синтаксис выступает в них "архикомпонентом" содержания.

3.Считаем уместным употребление этого термина на основании рассуждения о возможностях синтаксиса как уровня языка и о возможностях синтаксиса в поэтической речи. В связи с первой посылкой отметим две важные особенности синтаксического уровня. С одной стороны, в поэтическом синтаксисе "можно увидеть более регулярную, чем в лексике, и более строго очерченную систему средств выражения" (2). Обращаясь к специфике синтаксиса в поэтической речи, можно говорить о "расширении" его возможностей (более интенсивном их использовании). Это "расширение" обусловлено особенностями самой поэтической речи: "неканоничность" коммуникативной ситуации лирического стихотворения (3) и способность концентрировать огромную информацию на небольшой площади (4).

4.Существует и обратный процесс: обогащение реальности поэтического текста за счет доминирующей синтаксической структуры. В связи с этим важно остановиться на следующих положениях. Во-первых, " то, что присуще общекоммуникационной системе, войдя в специальную целостность текста, воспринимается как индивидуальное" (5). Во-вторых, в условиях поэтической речи "помимо своего первичного значения, а также вторичных общеязыковых значений синтаксические единицы могут приобретать переносные, транспортированные значения и функции " (2). В-третьих, нужно признать, что синтаксическая единица (синтаксическая конструкция), характеризующаяся предельной абстрактностью, как нельзя лучше подходит для роли символического знака в поэтическом тексте.

5.Закономерен вопрос, почему одни стихотворения обладают структурой с доминирующим синтаксическим уровнем, а другие нет. Вероятно, этого требует поэтическая мысль: она сама себе ищет форму воплощения. Поэтому определенной временной (исторической) закономерности появления таких произведений найти, как нам кажется, нельзя. Скорее о создании стихотворений с доминирующим синтаксисом можно говорить в связи с индивидуальной манерой поэтов. Исследованный нами материал позволяет в ряду поэтов-создателей стихотворений с синтаксической доминантой назвать И.Анненского, М.Цветаеву, Б.Пастернака, И.Бродского. Может быть уместно провести лишь разграничение (разумеется, с большой долей осторожности), основанное на критерии бессознательности/осознанности эксплуатации синтаксических средств языка. Среди поэтов, осознанно использовавших ресурсы синтаксиса, мы бы назвали И.Бродского (6).

Литература

[1]. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвистического анализа. Красноярск, 1983, С.23
[2]. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.,1986, С.4
[3]. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996, С.199
[4]. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
[5]. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста (структура стиха). Л., 1972, С.11
[6]. Дубовая Н.В. Попытка прочтения одного стихотворения на основе анализа его синтаксической структуры // А.С.Пушкин: Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Ч. 1 , Международная научно-практическая конференция. Владивосток, 1999, С.239-246

Посмотреть комментарии[1]

 Copyright © 2000-2013, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования