Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука | Популярные заметки
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Биографии ученыхСергей Николаевич Трубецкой

Биографии ученыхСергей Михайлович Соловьев

Биографии ученыхСергей Иванович Баршев

Биографии ученыхХаритон Андреевич Чеботарев

Биографии ученыхНиколай Павлович Боголепов

Биографии ученыхАнатолий Алексеевич Логунов

Биографии ученыхМихаил Трофимович Каченовский

Учетные карточкиИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Музей истории университета

Биографии ученыхФедор Григорьевич Баузе

Популярные статьи150 лет ГАИШ: 150 лет Московской университетской обсерватории - Государственному Астрономическому институту имени П.К.Штернберга

Обзорные статьиСтуденческое самоуправление в МГУ им. М.В. Ломоносова: история, современное состояние, перспективы развития

Обзорные статьиИздания эпохи Александра I в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Биографии ученыхАлексей Васильевич Болдырев

Научные статьиАрхивная коллекция академика П.Г. Виноградова

СообщениеРусское зарубежье и архивы

СообщениеРусская Православная Церковь на Американском континенте: историография и источники

Научные статьиНиколай Троицкий: От симбирского повстанца до директора Мюнхенского института по изучению СССР

Биографии ученыхВячеслав Петрович Волгин

Обзорные статьиДокументы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско

Научные статьиСеминарий имени академика Н.П. Кондакова

ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УСТАВОВ

Владислав Ремарчук, зав.кафедрой ИСАА при МГУ

1755 г.

Первым регламентом, определившим на целые полвека содержание и формы университетского образования в России, следует, по-видимому, считать "Высочайше утвержденный проэкт об учреждении Московского университета" от 12 января 1755 года. Дабы университет не остался без слушателей, при нем сразу открывались две гимназии. Подчинялось новое заведение непосредственно Сенату. Назначаемый правительством Директор вел университетские дела, совещаясь с профессорами по устройству учебной части и по суду над студентами. С высшими инстанциями университет соотносился через Высочайше назначенного Куратора. Абитуриенты принимались по сдаче вступительного экзамена в студенты и получали право носить шпагу. Все они поступали сперва на философский факультет, после которого переходили на юридический либо медицинский факультеты для специализации. Студентам обеспечивалось по окончании курса покровительство при поступлении на службу и соответствующее чинопроизводство. Составлен этот регламент был Иваном Ивановичем Шуваловым "по мысли М.В.Ломоносова и по образцу тогдашних немецких университетов".

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ 12 ЯНВАРЯ 1755 ГОДА ПРОЭКТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УСТАВ 5 НОЯБРЯ 1804 ГОДА
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

2. Весьма за нужно ко ободрению наук почитается:
   Чтоб как Профессоры и Учители, так и прочие под университетскою протекциею состоящие, без ведома и позволения университетских Кураторов и Директора неповинны были ни перед каким иным судом, кроме университетского;
   Чтоб все принадлежащие к Университету чины в собственных их домах свободными были от постоев и всяких полицейских тягостей, также и от вычетов из жалованья и всяких других сборов.
3. При том надлежит быть особому Директору, который бы по предписуемой ему инструкции о благосостоянии Университета старался и его доходами правил, с Профессорами науки в Университете и учение в Гимназии учреждал, со всеми присутственными местами по делам, касающимся до Университета, переписку имел и о всем вышеписанном Кураторам представлял и их апробации требовал.
4. Хотя во всяком Университете, кроме философских наук и юриспруденции должны такожде предлагаемы быть Богословские знания, однако попечение о Богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду.
26. Ежели который дворянин, имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особую остроту, пожелает его обучить свободным наукам, оный должен наперед того молодого человека объявить вольным и, отказавшись от всего права и власти, дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за приписанием свидетелей, при том же повинен он за себя и за наследников своих обязаться давать оному ученику пристойное содержание, доколе он при Университете счисляться будет, и до совершенного окончания наук ни под каким видом его не отлучать.
39. Для различения дворян от разночинцев учиться им в разных Гимназиях; а как уже выйдут из Гимназии и будут студентами у вышних наук, таким быть вместе как дворянам, так и разночинцам, чтоб тем более дать поощрения к прилежному учению.
41. Быть при Университете приставу, которого должность состоит в том: 1) чтоб с приданными ему сторожами содержать Университетский дом и Аудиторию в надлежащей чистоте; 2) иметь ему роспись всем студентам и где кто жительство имеет, дабы в потребном случае каждого сыскать мог; 3) рапортовать каждое утро Директору о том, что за день перед тем в Университете происходило.
42. Всем Профессорам, Учителям и прочим университетским служителям иметь жительство свое в близости от Университетского дома и Гимназии, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не терять.
45.... тако же за нужное почитается, чтоб обучать греческому языку. Ориентальские языки могут тако ж быть учёны со временем, когда будут довольны университетские доходы и сысканы достойные к тому Учители.

* * *

Справедливости ради следует упомянуть также и регламент Академического университета в Санкт-Петербурге, датируемый 1759 годом, после того, как этот университет возглавил М.В.Ломоносов. Регламент определял бессословный и светский характер образования и демократизм университетской жизни.

1804 г.

Начало университетской реформе было положено новым уставом Московского университета, подписанным императором Александром I 5 ноября 1804 года. По оценке специалистов, этот устав "определил принципы университетского самоуправления и утвердил университеты как высшее звено народного образования: приходские школы - уездные училища - губернские гимназии - университеты. Соподчиненность и взаимодействие этих звеньев должны были служить единой цели просвещения. При этом университеты рассматривались как учебно-методические и административные центры, работа которых поддерживалась Министерством народного просвещения (создано в 1802 г.)". Во главе новообразованного Министерства встал Петр Васильевич Завадовский.

Действие Устава Московского университета было распространено на открывающиеся новые университеты - Казанский (1804) и Харьковский (1805).

11. К особливому достоинству Университета относится составление в недрах оного ученых обществ, как упражняющихся в словесности российской и древней, так и занимающихся распространением наук опытных и точных, основанных на достоверных началах (exactes). Университет может споспешествовать им печатанием трудов их и периодических сочинений на иждивении хозяйственной суммы.
12. Университет не откажет способствовать желанию благотворителей просвещения, которые назначили или впредь назначить могут содержание для неимущих студентов... Университет употребит все способы, от него зависящие, для изъявления должной благотворителям признательности перед лицом общества.
13. Ректор Университета избирается ежегодно общим собранием из ординарных профессоров и представляется Главным училищ правлением через Министра народного просвещения на Высочайшее утверждение.
15. Ректор, как глава Университета и блюститель благоустройства, имеет право председательствовать во всех собраниях и комитетах и отвечает за благополучие во всех частях, за внутренний порядок Университета, за сохранение и исполнение Уставов и предписаний Министра и Попечителя, равным образом за исправление должностей всеми и каждым из находящихся при Университете и подлежащих его управлению.
28. Главная должность профессоров состоит в том, чтобы:
1) Преподавать курсы лучшим и понятнейшим образом и соединять теорию с практикою во всех науках, в которых сие нужно;
2) Преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы;
3) Присутствовать в заседаниях и при испытаниях;
4) Руководствуя адъюнктов, подавать им способ достигать высшей степени совершенства.
33. Профессоры, за неимением учащихся или по какому-либо обстоятельству не могущие продолжать своих курсов, должны объявить Ректору в общем заседании, каким намерены они заняться полезным трудом; или общее Собрание, смотря по нуждам, само возлагает на них соответствующий труд. И в этом, и в другом случае дают они отчет общему Собранию.
40. Университет удостаивает звания почетных членов мужей, прославившихся учением и дарованиями, как из природных россиян, так и из иностранцев.
48. Совет Университета есть высшая инстанция по делам учебным и по делам судебным.
82. В Университетской Библиотеке могут храниться все печатные и рукописные сочинения, кои по мнению факультетов и библиотекаря иметь нужно. Но как сею Библиотекою не только профессора, но и вся публика может пользоваться, то неограниченное на то позволение оставляется только профессорам и адъюнктам, а для других Цензура те книги, которые считает соблазнительными и вредными, должна отметить в каталогах и на заглавных листах, и никому кроме профессоров и адъюнктов читать их не позволяется.
134. Правление Университета под председательством Ректора составляют Деканы факультетов. К ним присоединяется назначаемый Попечителем из ординарных профессоров непременный Заседатель.
135. Непременный Заседатель есть ближайший помощник Ректору в делах, к Правлению и Университетскому суду принадлежащих. Он наипаче печется, чтоб в отправлении текущих дел соблюдаем был порядок, сохранены были законы и непоколебимы были полезные и опытом утвержденные постановления; в противном случае, учиня Ректору благопристойное представление, доносит Попечителю.
146. Ректор, как председатель Университетского Правления, имеет обязанность неудовольствия и ссоры между чиновниками университетскими прекращать миром; но если в том не успеет, то приемлет на себя должность судии, и составляет первую инстанцию Университета.
153. В Правление могут быть приносимы жалобы и на Ректора; но для соблюдения к Ректору должного уважения Правление, ежели найдет жалобу несправедливою, имеет право на просителя наложить денежную пеню в пользу неимущих до 25 рублей; а в случае справедливой жалобы представляет заключение свое на рассмотрение Попечителя и ожидает решения.
163. Университет, имея надзирание за учением и воспитанием в губерниях, Округ его составляющих, прилагает особенное и неутомимое попечение, дабы гимназии, уездные и приходские училища везде, где оным быть положено, учреждены и снабжены были знающими и благонравными учителями и учебными пособиями, и дабы порядок учения соблюдаем был везде и неослабно.

1835 г.

В царствование Николая I была поставлена задача коренной реформы системы образования в соответствии со знаменитой формулой Министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова "Православие, Самодержавие, Народность".

Принадлежал к незнатному дворянскому роду, родился в Москве, в семье гвардии капитана. Началу своей карьеры обязан двоюродным братьям Александру и Петру Шуваловым, принимавшим самое непосредственное участие в дворцовом перевороте 1740 года. Будучи фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, Шувалов употребил все свое огромное влияние на создание и развитие Московского университета. До конца жизни пребывая в должности куратора, он неустанно заботился о своем детище, вникал во все университетские нужды, постоянно работал над совершенствованием университетской структуры. И.И.Шувалов (1727-1797)

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования