Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука | Обзорные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Методические принципы и содержание лекционного курса по истории отечественного востоковедения

Ремарчук В. В.

Ключевые слова: востоковедение и африканистика, история, история востоковедения, методика, наглядное обучение, восток-запад, евразийство, религия и восток, В.В.Бартольд

Аудитория: студенты 4-го года обучения на историческом и филологическом отделениях ИСАА при МГУ (весенний семестр). Продолжительность курса: 32 часа.

Опыт показывает, что устойчивый интерес к теории востоковедения, к истории его становления и развития есть категория возрастная, поэтому задача нашего лекционного курса - не столько в короткий срок предложить слушателям к усвоению огромный накопленный материал, сколько в том, чтобы пробудить в них некоторое внимание к предмету, в надежде, что зароненные в пашню семена в дальнейшем дадут желаемые всходы.

В методическую основу наших занятий положен принцип наглядности обучения, предполагающий единство конкретного и абстрактного: расширение чувственного опыта и научные обобщения (М.А.Данилов; А.Н.Леонтьев). Известно, что "формирование новых знаний начинается с включения их во внешнюю предметную деятельность" (П.Я.Гальперин). Такой деятельностью является основанное на обобщении непосредственных наблюдений и обусловленное лекционным курсом построение самими учащимися учебно-научной наглядной модели, отражающей сущность познаваемой учебной дисциплины. В связи с этим наши методические приемы заключаются в проблемном характере презентации лекционного материала, количество вопросов, поставленных перед аудиторией, превышает количество высказываемых утверждений. Приглашение слушателей к размышлению достигается иллюстративным материалом - архивными документами, специально подобранными цитатами из классиков востоковедения, произведений художественной литературы и других текстов.

Немаловажной задачей курса является создание условий для самостоятельного осознания каждым слушателем места своей alma mater - Института стран Азии и Африки при МГУ - в общей хронологической картине функционирования востоковедных учреждений, а также значения своей специализации в системе координат развития отечественной востоковедной науки.

Параллельно со слушанием лекций студенты проходят востоковедный практикум, содержание которого поясняется ниже.

Предлагаем краткий вариант лекционной программы:

Из истории отечественного востоковедения

I. Роль трудов академика В.В.Бартольда в историографии востоковедной науки.

II. Современные исследования по истории отечественного востоковедения.

III. Восток в российской культуре.

    1. Дихотомия "Восток - Запад" и евразийство как способы восприятия окружающего мира. Восток внутри нас. Восток как феномен "остранения", утопия; христианский Восток; Русь и Степь; Золотая Орда; Сибирь; торговля; казачество; кругосветные путешествия; история русской колонизации; мировые войны за передел Востока; Россия и национально-освободительное движение народов Востока; Восток в современном мировом хозяйстве и культуре (проблемы "девестернизации" Востока).

    2.Восточная компонента в отечественной литературе и в искусстве: восточные мотивы в древнерусской литературе; в литературе, музыке, живописи, скульптуре XVIII,XIX, XX вв.; переводная восточная литература. Культурный обмен с Востоком через театрально-концертную деятельность и кинематограф.

IV. Религия и Восток.

    1. Русские духовные миссии и их вклад в отечественную культуру.

    2. Духовные учебные заведения основных конфессий (христианство, мусульманство, иудаизм) в истории России.

    3. Духовные поиски русских философов и деятелей культуры в религиях Востока.

V. "Блуждающий центр" академического востоковедения (Санкт-Петербург - Ленинград - Москва).

    1. Проекты Академии восточных наук в Российской империи(1733; 1810).

    2. Филиация: Кунсткамера (1714) - Азиатский музей (1818) - Институт востоковедения (1930) - Институт народов Азии (1960) - Институт востоковедения (1973).

VI. Из истории университетских востоковедческих центров.

    1.Казанский центр востоковедения в 1-ой половине XIX в.: "совместное предприятие" университета и гимназии; командированные немцы и ссыльные поляки в составе университетской корпорации. Широкая подготовка востоковедных кадров.

    2.Кризис востоковедного университетского образования в середине 19 в. в России и его преодоление с открытием Восточного факультета в Санкт-Петербургском университете. Начало процесса специализации внутри востоковедческой науки.

    3.Кафедра восточной словесности в Московском университете и Лазаревский институт восточных языков; их взаимозаменяемость или взаимодополнение? Филиация: А.В.Болдырев - П.Я.Петров - Ф.Ф.Фортунатов, Ф.Е.Корш, В.Ф.Миллер. Драматизм внешних событий, специфика личных отношений, судьба московского востоковедения в XIX в.

    4. От Восточного института (1899) к Восточному факультету (19??) Дальневосточного государственного университета.

    5. Habent sua fata libeli! Судьба востоковедных библиотек Московского государственного университета (Библиотеки: Болдырева, Петрова, Губера).

    6.Три источника (факультеты МГУ, Московский институт востоковедения, Военный институт иностранных языков) и три составных части (филологическое, историческое, экономическое отделения) Института стран Азии и Африки при МГУ (1956). "Учителя наших учителей": А.А.Губер, Н.К.Дмитриев А.Л.Гальперин, Н.А.Смирнов, Б.М.Гранде, А.М.Осипов, И.М.Рейснер, Г.В.Астафьев, Л.В.Симоновская, В.И.Павлов, А.П.Рогачев, М.Н.Сотников, А.А.Пашковский, Л.Д.Позднеева, М.Ф.Юрьев, А.Т.Аксенов, И.В.Головнин, Н.В.Охотина, Ю.Н.Мазур и др.

VII. Общие и частные проблемы научного и практического востоковедения в историческом аспекте.

    1. Востоковедение - комплексная наука или частный случай регионоведения?

    2.Востоковедение научное и практическое. Их содержание и динамика взаимообусловленности на протяжении русской истории.

    3. Востоковедение академическое и университетское.

    4. Востоковедные учебные институты и училища.

    5. Дипломатия и востоковедение.

    6. Военное востоковедение.

    7. Отечественное востоковедение и зарубежные ориентальные центры и школы Европы.

    8. Научные общества как интегрирующие центры востоковедных исследований.

    9. Научные поездки в страны Востока.

    10. Роль "природных носителей языка" в востоковедной науке, образовании, в практическом применении востоковедных знаний. Династия Хальфиных. Феномен А.К.Казем-Бека.

VIII. Учебный практикум.

Вышеобозначенный методический принцип наглядности предполагает и психологически организованное наблюдение, и включение обучающегося субъекта в познавательный процесс путем многоплановой активизации органов чувств вплоть до эстетизации зрительных, слуховых и тактильных ощущений. Студентам на выбор предлагаются следующие виды работ:

    1. Востоковедная топография Москвы. Экскурсии на местности и фотосъемка. Примерные темы:
      а) востоковедные научные, учебные и культурные учреждения на исторической карте города;
      б) культовые сооружения (армянские и грузинские христианские храмы; мечети; синагоги);
      в) скульптурные сооружения, мемориальные доски, некрополь московских востоковедов.

    2. Музейная практика в мемориальном кабинете А.А.Губера в ИСАА при МГУ.
    3. Участие в составлении и обработке на компьютере базы данных по биографиям отечественных востоковедов.

IX. Основная литература.

1. В.В.Бартольд. Сочинения. Т. IX. Работы по истории востоковедения. М., 1977.

2. История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990.

3. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997.

X. Форма отчетности.

    1. Поскольку лекционный курс и учебный практикум не дублируют имеющуюся литературу, рекомендуется регулярное посещение занятий.
    2. В конце курса предлагается тестирование по пройденной проблематике.

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования