Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Филология | Книги
 Посмотреть комментарии[1]  Добавить новое сообщение
 

1.2. Основные сведения из истории риторики

1.2.1. Замечания о типах теории речевой
деятельности

С типологической точки зрения, очень обобщенно, можно поделить теорию речевой деятельности на три основных школы: китайскую (словарную), индийскую и грекоримскую. Каждая из этих школ отличается своеобрази ем построения. Однако все школы, сообразуясь с развитием общественноязыковой практики, построили гомилетику (теорию и практику проповеднической и учебной речи). Греко-римская традиция, благодаря развитию книжной печати и деления литературы на научную и художественную (что связано с развитием книгопечатания), последователь но создала рациональную риторику и поэтику как учения о стиле и воплощении мысли в слове. В XX в. развитие массовой коммуникации заставило строить научную теорию речевой деятельности.

Индийская и китайская филологические традиции не выработали и не развивали риторики. Это связано с тем, что публичная ораторская речь, как было показано выше, отсутствовала в этих культурах. Но учения о речи развивались в границах потребностей, связанных с нормализацией речи. В Китае развивалось учение об изящном стиле. В VI в. было создано сочинение "Резной дракон изящной литературы" ("Вэньсинцзяолун", автор Лю Се). В этом сочинении были даны подробная классификация жанров литературы и письменности и правила исполнени каждого жанра. Затем были разработаны композиционные схемы ученых трактатов и документов --- докладов. Эти композиционные схемы получили название "восьмичастного сочинения" --- Багу. Багу предполагает все формы аргументации, которые допускаются речевым построением. Багу таким образом исчерпывает все виды адресации текста читателю.

Отдельно развивается поэтика. В поэтике рассматриваются формы стихосложения, развития стилей, система чередования тонов в стихе и правила рифмования. Разрабатываются антологии поэтических сочинений, создаются хрестоматии и ведется поэтическая критика. Лучшие антологии представляют историю китайской изящной литературы.

Параллельно теории поэзии и теории прозы выстраивается стилистика (сюцысюэ), которая предполагает правила использования элементов языка в текстах поэзии и прозы. Одновременно стилистика занимается построением фразы и методами использования служебных слов, их значениями и употреблениями, поскольку построение фразы в китайском языке и варьирование ритма зависит главным образом от служебных слов.

В Индии публичная речь, главным образом, литургическая и художественная. Что касается литургической речи, то разрабатываются произносительные правила и правила жестового сопровождения, произношения сакральных текстов. Дл художественной речи разрабатывается категория "ланкара" --- украшений. Под термином "ланкара" понимают фигуры стиля, используемые в поэтике. Метафорика как часть "ланкары" разрабатывается в теории "Дхвани" (досл. "Свечение текста") --- метафорике.

Одновременно развивается общая эстетика, которой подчиняются в том числе и речевые произведения. Суть эстетики индийцев состоит в исследовании воздействи произведения искусства на зрителя и слушателя. Зритель и слушатель "вкушает" произведение искусства. Психологическая структура восприятия произведени искусства разрабатывается подробно и служит руководством к сочинению художественных произведений.

Как в Китае, так и в Индии разрабатывается система литературы. Системы литературы Индии и Китая не похожи. В Индии последовательное историческое становление произведений литературного канона записано в ведах (Ригведа, Яджуведа, Самаведа, Атхарваведа), затем следуют философские толковани (ньяя, вайшешика, самхита, йога, миманса, веданта). Каждое из толкований представляет особую философскую систему.

Затем развивается эпическая литература и примыкающие к ней драматурги и другие роды поэзии. В Китае систематизация литературы строится скорее на типологическом основании: "Пять канонов" и "Четыре книги" (Пять канонов: цзин, шицзин, шузцин, лицзин, чуньцю. Четыре книги: дасюэ, чжунюн, луньюй, мэнцзы). К этому списку добавляются два чжуанья (свитка) --- тексты историческо го содержания и гунъянчичжуань и гулянчжуань и чжоули (историческая книга правил поведения) и словарь --- тезаурус Эрья. Все это основа конфуцианского канона.

Канон даосский (собран в книге Даоцзан) и канон буддийский (Саньцзин). Далее следуют собрание философов --- "чжузыцзичэн", хроники династий --- систематическое описания истории и изящная литература.

Все виды сочинений поделены на четыре смысловых отдела (сыку) --- филология, история и география, поэзия и разное --- в этот последний раздел отнесены сочинения позитивного характера. Систематизации литератур могут рассматриваться как нормативные и быть для писателей и устных авторов руководством дл исполнения текстов по образцам. Сами эти образцы выработаны в связи с организацией речи, образуют общественную сферу речи, служат эталоном языкового воспитания, используются для изобретения речи и развивают стиль речи, а следовательно, влияют на нравы, формируют этику, что, в свою очередь, совершенствует и дифференцирует формы организации речи.

Восточные культуры реализуют структуры речи, но не имеют специального учения и практики публичной ораторской речи и потому не выделяют для нее и специальной теории.

1.2.2. Речевая педагогика Квинтилиана

Марк Фавий Квинтилиан --- автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики, в трактате "Образование оратора", состоящем из двенадцати книг, имеющем целью воспитание гражданского и судебного оратора, фактически строит образование так, что оказываются рассмотренными все части феномена речи: воспитание оратора делится на телесное и духовное, которое включает физическую культуру и языковое образование, образование в области философии и права, тренировка в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики оратора и изучение и понимание нравов и интересов аудитории, организация речи по частям речи, фигурам речи и фигурам мысли, приспособление к общественной сфере, в которой действует оратор, и формы организации речи.

Особенность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описани феномена речи, но и в том, что, будучи педагогическим сочинением, его "Наставления" создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования. Это воспитание позволяет человеку действовать в любой области как лицу, как говорят теперь, управляющему какойлибо деятельностью.

Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предположило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Принципы Квинтилиана сохраняют полную силу для современной подготовки гражданского оратора.

1.2.3. Основание гомилетики

В первом столетии н.э. появляется гомилетика --- христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в главе X Евангелия от Матфея.

1. "И призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь...

5. ...Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: "На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите,

6. А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.

7. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.

8. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.

9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10. Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийс достоин пропитания.

11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.

12. А входя в дом, приветствуйте его, говоря: "мир дому сему".

13. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших.

15. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будуть бить вас.

18. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками.

19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать.

20. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21. Предаст же брат брата на смерть и отец --- сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

22. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий.

24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина.

25. Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26. Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

32. И так всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным.

33. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным.

34. Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч;

35. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью.

36. И враги человеку --- домашние его.

37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин Меня;

38. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Мен сбережет ее.

40. Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня.

41. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей".

Глава X считается основой нового вида речи --- гомилетики.

1.2.4. Речевые отношения в гомилетике

Содержание учения дано в предшествующих главах, в Нагорной проповеди. Для этого содержания требуется и новая система речи. Эта новая система речи прежде все характеризуется аудиторией, которую фактически организует сам проповедник. Эта аудитория не должна состоять из язычников и из самарян, а только из "овец заблудших дома Израилева", т. е. из таких потомков Яковабогоборца, которые уже искушены учением в синагогах и грамотны в силу этого. Человек, не осведомленный в писании (Торе), не сможет понять как следует "не разорить закон, а умножить его", так как надо предварительно знать закон. Аудитория, состоящая из людей, осведомленных в писании, должна быть еще и благосклонна к проповеднику. Перед неблагосклонной аудиторией проповедовать нельзя.

Таким образом, проповедник сам избирает аудиторию, руководствуясь принципами: грамотность и благосклонность. Благосклонность в данном случае --- интерес к новому слову, внутреннее недовольство сложившейся и общераспространившейс системой идеалов, желание нового идеала --- "приближения Царства Небесного".

Гомилетика требует особого типа человека --- проповедника. Он должен быть некорыстен и помогателен, исполнен сострадания к ближнему и не думать о материальной награде за труд и сам не иметь имущества. Вместе с тем он должен быть убежден, что те, кто обидит проповедника, подвергнутся страшным карам в день суда, и потому чувствовать себя защищенным.

Так объясняется отношение говорящего и его аудитории.

Всякая новая организация речи по аудитории и содержанию речи изменяет общество, что показано на схеме 1.9. Тем более это относится к проповеди, которая настолько сильно изменяет стиль, что общество будет расколото, возмущено и может обратить свой гнев на проповедника ("предаст брат брата на смерть, и будут бить проповедников в синагогах").

Схема 1.9

Схема 1.10 показывает, что основной смысл речи уже дан проповеднику, не следует изобретать еще одной новой системы содержания: "Ученик не выше учителя".

Схема 1.10

Таким образом, проповедь приводит к изменениям в общественной среде речи. Новое понятие справедливости как этической категории затронет этические и юридические основы общества: "не мир вам принес, но меч".

Благодаря этим изменениям сложится новая система воспитания: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня", "...а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Схема 1.11 иллюстрирует, что формируется новый человек для нового творчества.

Схема 1.11

Как видим, глава Х полностью рассматривает схему общественной роли речи, учитывает все компоненты общественной организации и семантизации речи.

Основными положения гомилетики являются:

1. Заданность основного содержания.

2. Новая этика говорящего.

3. Новый тип аудитории.

4. Воспитание новой этики и становление ее.

5. Общественные изменения, порожденные этим.

6. Образование речедеятеля нового типа.

Все это возможно только при опоре на существующий культурный уровень общества, иначе придется "метать бисер перед свиньями".

Заданность основного содержания в гомилетике предполагает, что эта речь в отличие от ораторики опирается не на юридическую справедливость ("трудовые эквиваленты стоимости"), а на философскую концепцию построения новых общественных отношений на самом основном уровне, уровне семьи и философского мировоззрени как целого. Государственное устройство, государственная идеология го
Воспитание нового языкового творчества
Новое изобретение речи
Изменение общественной среды речи гомилетику не интересуют. Вот почему большая часть первомучеников-проповедников погибла от государственных чиновников и государственной власти. Малая часть из апостолов (из двенадцати и семидесяти) умерла своей смертью.

Но изменения в мировоззрении и семейном строе заставили в конце концов измениться и государство. Оно было вынуждено принять новую идеологию.

Сходные процессы шли при действиях буддийских проповедников.

После изменения государственной идеологи ихристианизации государства встала проблема уточнения основного содержания христианской проповеди. Императоры участвуют во Вселенских соборах, в силу своих способностей и знаний. На Вселенских соборах происходит уточнение и развитие догматики, т. е. закономерного развития основного философского содержания проповеди, которые даются проповеднику. Трудная борьба с ересями заканчивается торжеством Православия  --- правда, неполным изза отказа Западной церкви отказатьс от принципа исхождения Святого Духа от Сына.

1.2.5. Изменение системы образования

После торжества Православия складывается возможность реформы школы на основании двухступенча того образования: тривиума (грамматика, риторика, философия) и квадривиума (математика, музыка, астрономия, богословие). Эта система школьного образования замыкает цикл общественных изменений, порожденных гомилетикой.

Одновременно сохраняют полную силу ораторика как учение о государственной и судебной речи, т. е. гражданской речи, а также все те виды речи, которые унаследованы от античности, т. е. диалектика, поэзия, ученые письменные трактаты, бытовая речь и устнописьменная бытова и деловая речь. Они сохраняются и продолжают развиваться как бы под эгидой гомилетики и ее догматического содержания. В этой ситуации действуют риторика Квинтилиана и ее упрощенные учебные изводы. Гомилетика и ораторика вместе составляют основы изменения, укрепления и развития общественных порядков, норм морали и общественной нравственности.

Сила гомилетики проявляется в таком влиянии на отдельного человека, когда можно действительно "целить больных, очищать прокаженных, изгонять бесов и воскрешать мертвых". Позитивистски мыслящая публика обычно относитс к этому скептически. Однако даже новейшая практика гомилетики, в частности практика конца ХХ в., показывает, сколь глубокие изменения в телесном бытии человека вызывает проповедь и молитвенная практика. Гомилетика оказывает влияние не только на изменение строя семьи и общества, но и на поведение тела отдельного человека, изменяя его информационные состояния. Гомилетика еще дважды продемонстрировала Европе свою силу после создания книгопечатани подвижным шрифтом: вначале создание массовой книги при неполноте догматики Западной церкви, образующей ее идейную неустойчивость, привели к протестанству, а затем к так называемым войнам за веру, поразившим всю Северную Европу и отчасти Францию.

1.2.6. Становление рациональной риторики

Создание книгопечатания и массовой книги дали риторике новый облик она стала сознаваться как орудие стиля. Развитие риторики стало служебностилистическим, с одной стороны, и разделенным на национальные школы, с другой. Поэтому развитие риторики в новое время приходится излагать как развитие национальных школ риторики, риторики на новых, бывших ранее вульгарными, а теперь ставших национальными языками: английском, французском, русском, немецком, польском и др.

Вместе с тем можно видеть три главные универсаль ные тенденции в трактовке риторики и ее задач: риторика учебная, служащая для развития искусства слова --- красноречия --- у учащихся. Это общая задача для всех национальных школ. Риторику этого типа полезно назвать по применению учебной риторикой. Риторику, соединяющую проповедническую и деловую практическую речь, полезно называть по месту возникновения и этическому основанию протестанской риторикой , а риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развитие научной речи, полезно назвать по философскому основанию рациональной риторикой.

В разных национальных школах комбинации этих тенденций представлены по-разному. Задачи учебной риторики состояли в том, чтобы привить достижени латинской ораторики (и, отчасти, латинской гомилетики) литературе и письменности на новых национальных языках. Содержани ем этих риторик были категории риторики Квинтилиана применительно к учебному процессу. Учебная риторика в ее лучших образцах, например риторика ПорРойяль, формировала красноречие на французском языке в том стиле, который характерен для французской словесности XVII в., т. е. с интересом не только к гражданской речи, праву, но и применительно к ученым сочинениям.

Польская и украинская риторика конца XVI --- XVII вв. развивалась в университетах (коллегиях) и, помимо воспитания красноречия и изучения латинского языка в лучших образцах, имела и еще одну задачу --- обслуживать и формировать методику преподавания. Впрочем, ни одна из национальных школ не избежала решения задач методики преподавания средствами риторики.

Протестантская риторика, лучшим образцом которой является латинская "Pиторика" Меланхтона, преследовала не только учебнометодические цели. Смысл протестантизма с точки зрения организации речи в обществе состоит в отказе от монашества, своеобразном обновлении религии. В канонических религиях (западном и восточном христианстве) монашество составляет отдельную часть общества. Монахи берут на себя ответственность за высшую практику религиозной жизни в духе, за высшие достижения духовной практики. Они уходят из общества для того, чтобы в конечном итоге обогатить его духовной практикой. Эти представители могут обогатить и мирян результатами своих достижений в духовной практике.

Протестантизм отрицает монашество. Он предлагает духовным лицам как бы миссионерствовать среди мирян, уже живущих христианской жизнью. Протестантизм направляет свои усилия на укрепление и развитие христианской этики в миру.

Риторика Меланхтона, как и другие протестантские риторики, соединяет правила светского и духовного красноречия, т. е. правила проповеди, судебной и показательной речи. Одновременно могут быть даны даже правила составлени деловых письменных текстов.

Как учебная, так и протестантская риторика преследуют главным образом практические цели овладения средствами языкового выражения --- красноречием. Иное дело --- рациональная риторика. Рациональная риторика, помимо задач овладения красноречием, ставит целью развитие мысли в речи. Ее истоки восходят к Раймунду Луллию и к проблемам построения разделительных суждений. Разделительные суждения, в свою очередь, зависят от суждений, содержащих выделения всех подклассов данного класса. При построении речи на основании разделительных суждений выделяются общие места, описывающие категории мира. Такие общие места возводятся в истории логики к "категориям" Аристотеля. Образцом такой риторики может служить "Краткое руководство к красноречию" М.В. Ломоносова [21].

1.2.7. Изобретение мысли и речи, по Ломоносову

В своем учебнике М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: "В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяетс Риторика на три части --- на изобретение, украшение и расположе ние" [21, 99].

В принципе части риторики следуют схеме Квинтилиана, но изобретение речи толкуется по-новому. Вопервых, изобретение речи ограничивается по смыслу предметом речи: "изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи".

"Идеи суть простые или сложные. Простые состоят из одного представления, сложные из двух или многих, между собой соединенных и совершенный разум имеющих" (то есть нацело представляющих предмет мысли. Ю.Р.).

Риторика как описание предметов мысли и их исследование отделяется от красноречия. "Слово двояко изображено быть может --- прозою или поэмою..."
(с. 96), т. е. риторика главным образом наука об изобретении мыслей, выраженных словами, тогда как красноречие говорит о средствах выражени и расположения. Красноречие управляет как стиховой, так и нестиховой речью. "Первым образом (т. е. прозой. --- Ю.Р.) сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим (т. е. поэзией --- Ю.Р.) сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи" [21, 97].

Таким образом, называются и определяются речевые жанры и канонизируются типы содержания жанров. Изобретение как основа риторики представляет собой логическое конструирование (а не анализ) мысли, исходя из общих мест. Общих мест всего 16:

а) род и вид;

б) целое и части;

в) свойства материальные (фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус ... и т. п.);

г) свойства жизненные: душевные дарования (понятие, память и т. п.), страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние (счастье, богатство, слава, власть, вольность), телесные дарования (возраст, пол, сила, красота и т.п.);

д) имя;

е) действия и страдания;

ж) место;

з) время;

и) происхождение;

к) причина;

л) предыдущее и последующее;

м) признаки;

н) обстоятельства;

о) подобия;

п) противные и несходные вещи;

р) уравнения.

Эти общие места составляют основу познавательного аппарата.

При изобретении действует воображение, которое сочетается с рассуждением: "...через силу соображения из одной простой идеи расплодиться могут многие" [21, 109].

"Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называютс терминами" [21, 110].

Таким образом, формируется анализ темы, например: "неусыпный труд препятства преодолевает " имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства, преодоление" [21, 110].

После анализа темы по терминам, опираясь на отдельные термины, несложно через воображение, благодаря общим местам, произвести речь, распространить ее: "Первыми называются те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются" [21, 110].

Например, труд --- начало, середина, конец, пот, упокоение, пчелы --- летание по цветам, собирание меда.

"В сем примере хотя только первые и вторичные идеи, и те из немногих мест риторических к терминам приложены, однако ясно видеть можно, что чрез сии правила совображение человеческое иметь может вспоможение и от одного термина произвести многие идеи" [21, 115].

Это разделение и сложение идей представляет собой суждения, ".. а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называю" [21, 117].

Далее Ломоносов строит теорию синтаксиса, который может быть назван содержательным (а не формальным, аналитикограмматическим) синтаксисом, так как теори предложений и периодов рассматривается как риторическое изобретение. Теория периодов включает в себя их стилистические характеристики по числу составляющих их предложений и по величине предложений, входящих в периоды (периоды "круглые, зыблящиеся и отрывистые"). Дается также употребление союзов и бессоюзие [21,  116 127].

Периоды образуются через распространения. Видов распространения два: "умножительный и увеличительный". Умножительное распространение основано на определениях и эпитетах. Создание умножительного распространения производится через такие общие места, как свойства материальные, свойства жизненные, действия и страдания, места, время, происхождение, причина, предыдущие и последующие, признак, подобие, противное.

Увеличительные распространения строятся на общих местах рода и вида, целого и частей, материальных свойств, данных через разделения, действи и страдания, жизненных свойств и т. п. Идея увеличительного распространени основана на внесении разделительных суждений в общее место, когда термин гипероним делится на гипонимы.

Даются такие стилистические рекомендации: "При распространении слова наблюдать надлежит: 1) чтобы ... употреблять слова избранные и убегать весьма подлых... 2) "идеи должно полагать так, чтобы сила и важность распространения отчасу возрастала и к концу была устремительна" [21, 150 151].

Синтаксис как учение о распространении терминов, составляющих тему со стороны смысла, управляется изобретением доводов. Слово довод у Ломоносова означает доказательство. "Предложив учение об изобретении и соединении идей и распространении слова, должно показать, каким образом предлагаемую материю доказывать, в чем состоит сила и дело всего слова (т.е. цель речи. Ю.Р.). Сего искать должно в риторических доводах или доказательствах, которые суть сложенные идеи, удостоверяющие справедливост ь предполагаемой материи. От Цицерона доводы называются вероятными изобретениями для уверения" [21, 154].

Однако Ломоносов теорию доводов начинает не с энтимем, а с силлогизмов, дает классификацию силлогизмов, затем дает условные силлогизмы и разделительные суждения. Условные и разделительные суждения называются ограниченными силлогизмами. Сложение ограниченных силлогизмов (или энтимем, из них образованных) дают дилемму, сорит [21, 157]. Силлогизмы, дилеммы и сориты далее рассматриваются по тому, как используются общие места.

В следующей (шестой) главе риторики даются рекомендации о возбуждении и утолении страстей: "Страстью называется сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, при чем всегда бывает услаждение или скука" [21, 167]. Для воздействи на страсти необходимы три условия: авторитет оратора, состояние слушателей и сила красноречия. Дается классификация аудитории, классификация страстей (радость, печаль, любовь, ненависть, надежда, боязнь, гнев, сожаление или милосердие, честолюбие, стыд, зависть, ревность, раскаяние и пр.) и относительно каждой страсти указываются словесные средства возбуждения или утоления, воздействия на одну страсть другой.

"Витиеватые речи (которые могут еще называться замысловатыми речами или острыми мыслями) суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое, сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или черезъестественным образом и тем составляют нечто важное или приятное" [21, 204 205].

Эта глава о витиеватых речах следует после главы о страстях. Это значит, что острословие и неожиданность мыслей составляет связь между доказательствами (доводами) и воздействием на эмоции слушателей. Ломоносов, сославшись на Цицерона и древних, дает далее свою разработку принципов создания замысловатых речей и острых мыслей --- всего существует четырнадцать видов смыслового сопряжения подлежащего и сказуемого витиеватым образом: соединение (несходного), разделение (единого в разных отношениях) и т. п., т. е. даются правила составления парадоксальных речений. При этом используются общие места, которые используются для составления парадоксов.

Учение о парадоксах (витиеватых речах) дополняется учением о "вымыслах". "Сие учение предлагается после прочих правил изобретения для того, чтобы учащиеся сперва привыкли к твердым и основательным идеям..." [21, 220]. Вымысел по сути своей есть поэтическое воображение, рассказ о небывалом, хотя правдоподобном. Вымысел есть отступление от предметной правды ради доходчивости и пояснения мысли на воображенном (литературном) примере: кентавр, сирена, химера, медуза, ужасные действия и свойства --- гиперболы, превращения (превращение Дафны в лавровое дерево) и т. п.

Таким образом, основная часть риторики состоит в содержательном и рациональном синтаксисе, основанном на общих местах, последовательно рассматриваются смысловые конструкции предложений, построенные на логических доводах, на вызывании эмоций, на создании парадоксов и на поэтических приемах (метафорах в широком смысле слова).

1.2.8. Риторика --- инструмент стилеобразования

Вторая, неосновная часть риторики Ломоносова состоит в теории стиля, а именно: "в чистоте стиля, в течении слов, в великолепии и силе оного" [21, 236], т.е. в правилах выбора слов, ритме речи и учении о тропах и фигурах и, наконец, третья часть риторики посвящена расположению или композиции.

Стиль речи Ломоносов связывает со стилем личности, образом оратора: "Сила в украшении (стиле. --- Ю.Р.) риторическом есть такова, каковы суть пристойные движения, взгляды и речи прекрасной особы, дорогим платьем и иными уборами украшенной, ибо хотя она пригожеством и нарядами взор человеческий к себе привлекает, однако без пристойных движений, взглядов и речей вся красота и великолепие как бездушны" [21, 238].

Учение о стиле, т.е. учение об эвфонии, ритме, тропах и фигурах речи, получило большое развитие в риторике в конце XVII --- начале и середине XVIII в. Оно стало как бы центром риторики, особенно учебной риторики и гомилетики. Тезис "стиль --- это человек" приобрел ведущее значение. Идеи просвещения, т.е. образования в широком смысле, как основы общественного развития фактически сделали стилистику основой речевого воспитания. Нормы стиля в риторике развиваются вместе с развитием этикета, нередко придворного этикета. Особенно большое развитие получило это движение при дворах просвещенных монархов.

Многие риторики во Франции, Британии, Германии ставят своей целью формирование стиля поведения человека. Поэтому особенно большое внимание уделяется показательной речи. Готшед в Германии, один из самых влиятельных филологов, в своей риторике уделяет главное внимание именно показательной речи, для которой стиль красноречи составляет эстетическое воспитание аудитории.

Учение о стиле развивается в учение о композиции: "Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют совоображение и разбор идей; предводитель ство рассуждени есть о расположении учение... ибо что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?" [21, 293].

Таким образом, учение о композиции как основе стиля контролирует риторическое изобретение: "И ежели в теле человеческом какой член свихнут, то не имеет он такой силы, какою действует в своем месте" [21, 293].

Расположение Ломоносов разделяет на натуральное и художественное, т.е. на прозаическое (ученое) и поэтическое [21, 294]. Единицей композиции считаетс хрия, т.е. речь, имеющая относительно самостоятельную смысловую цельность. Хрии у Ломоносова относятся прежде всего к похвальным словам, т.е. к показательной речи, и делятся на объясняющие действие, объясняющие речь и объясняющие действие, соединенное с речью.

Части хрии следующие: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Такие восемь частей речи могут быть выделены только в показательной речи и в одической поэзии. В традиции Квинтилиана причине соответствует повествование, противное, подобие, пример --- соответствует доказательству и опровержению. Свидетельство равно относится и к доказательству, и к опровержению, и к возбуждению страстей. Описание как часть речи, предполагающа возможность дать системное доказательство, в показательной речи не может присутствовать.

Разобрав образцы хрий и их частей в показательных речах, Ломоносов дает расположение по силлогизмам:
"1) полагается одна посылка, 2) присовокупляется к ней причина из какого-нибудь риторического места, 3) ежели есть другая посылка, то и оная полагаетс к которой 4) также причина придается, 5) напоследи все заключается следствием" [21, 311].

Это построение ученых трактатов напоминает силлогизм в буддийской логике, когда каждая посылка сопровождается поясняющим и толкующим примером. В расположении по силлогизмам применяются общие места как большие посылки, а причина --- пример также основаны на общих местах.

Когда введены эти правила, которые служат для расположения в ученых трактатах, дается анализ диалогов ("разговоров"), т.е. логика предстает персонифицированно, в виде словесных действий персонажей диалогов. После теории диалогов ("разговоров") Ломоносов дает теорию исторических описаний, куда он включает разные жанры: историю, географические описания, описани нравов и поступков, описание предметов, вымышленные (художественные) описания, басни, эпос, притчи. Даются общие места, принятые в описаниях, и композици в изображении фабул в повествованиях, примеры, "вводные речи", "выступления" отступления и способы украшения речи в повествованиях и описаниях.

Последняя глава, завершающая учение о композиции, отводится Ломоносовым для изложения связи периодов с помощью союзов и бессоюзия.

На примере классической риторики Ломоносова можно проследить основные черты стиля, даваемые рациональной риторикой.

1. Риторика --- учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и элокуция (выражение изобретенного в словах). В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.

2. Опорой риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическа речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.

3. Дидактическим центром риторики является красноречие. Красноречие образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора --- педагогическая цель риторики. У Ломоносова лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.

4. В учении о композиции фактически намечены: в теории хрии --- основы художественной речи, в теории диалога ("разговоров") --- описание, в ученой прозе даны правила составления ученых трактатов, которые сопровождаются построением художественной повествовательной прозы (басни, притчи, этические сочинения, повести, романы и т. п.).

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель --- формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи.

Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.

Стилеобразующие задачи рациональной риторики стали основанием для развити художественной речи, в центре которой лежит образ автора. Развитие художествен ной речи XIX в. и вытеснение риторики из образовани я предсказано стилеобразующими задачами самой риторики.

1.2.9. Упадок риторики

Развитие риторики в Европе далее шло как бы по двум направлениям.

1. Общим принципом было построение содержательного синтаксиса: выражение замысла в слове: инвенция --- элокуция --- элоквенция и отсюда детализация приемов красноречия тропов и фигур.

2. Разработка отдельных видов словесности, их композиции и стиля.

В конце XVII в. первое направление получило детальную разработку в авторитетных риториках Кемпбелла и Блэра в Англии. Второе выразилось в русской риторике, которая поделилась на общую и частную. Курганов, составив свой "Письмовник", фактически выделил частную риторику, дав образцы составления текстов разных видов словесности [20]. Соотношение общей и частной риторики было разработано и вошло в практику трудами Н.Ф. Кошанского [17, 18].

Характерными чертами европейской, а затем и североамериканской риторики первой половины XIX в. было внимание к воспитанию нового стиля и личности оратора практически независимо от вида словесности.

В России общему стилю уделяли меньше внимания, главными стали разработка и подход к стандартизации составления текстов разных видов прозаической словесности.
Как выяснено теперь В.И.Аннушкиным, в середине XIX в. учебная риторика 1850 г., принадлежавшая И.И. Давыдову и К.П. Зеленецкому [3; 34], детально разработала виды прозаической словесности, подошла к определению исходных положений разных наук, указала на их различие и тем обосновала факультетскую классификацию наук. Чисто технические рекомендации риторики, с одной стороны, и развитие индивидуально-художественных стилей, с другой, породили негативное отношение к риторике.

Поэтому сочетание теории поэзии и теории прозы получило название "Теория словесности" как совокупное учение о языковых текстах. В это учение на элементарном уровне добавлялись и грамматические сведения, и сведения по стилистике. Термин "теория словесности" был введен, повидимому, Н.Гречем [11]. Теория словесности стала массовым учебным жанром, просуществовавшим немногим менее ста лет. Последней "Теорией словесности" стало переиздание работы с этим названием Овсянико-Куликовского в 1923 г. [25]. Но эта работа наследовала принципы А.А. Потебни, готовившего лекции по "Теории словесности", где он фактически излагал уже поэтику [28; 29].

В Западной Европе и Северной Америке до середины XIX в. учебная риторика фактически становилась нормативно-стилистическим учением и постепенно стала третироваться как чисто учебная дисциплина, не имеющая серьезных научных оснований [31].

Отказ от риторики происходил на фоне развития художественной литературы, которая стала массовым видом словесности, основой школьной хрестоматии и основой изучения языка. Художественная литература стала пониматься как основной источник новой стилистики, как "властительница дум".

Этому содействовало становление сравнительноисто рического языкознания. Обращение к исходному виду словесности --- фольклору произошло одновременно с развитием сравнительно-исторического языкознания, так как сравнительно-историческое языкознание предполагало установление культурных истоков языка в дописьменном состоянии. Дописьменное состояние языка и фольклор как его культурная текстова основа стали пониматься как поэзия. Сказка, песня и эпос в их долитературном состоянии, равно как и миф, стали относиться к поэзии и считаться предшественниками и истоками художественной литературы.

Развилась философия поэтики. В этих условиях риторику как учение только о прозе стали понимать как школьную схоластику, не могущую служить воспитанию нового стиля. Риторика была устранена из образования, риторические проблемы перешли в ведение поэтики и философии поэтики. Наиболее яркое выражение это движение получило в творчестве А.А. Потебни. Основные положения философии поэтики А.А. Потебни можно суммировать так:

1. Творческое начало лежит в поэзии. Поэзия есть словотворчество.

2. Основа словотворчества --- народная устная речь. Остальные поэтические виды слова действуют в словотворчестве так же, как в народной речи. Так развивается общество, общественный интеллект, а за ним материальная культура.

3. В словотворчестве автор анонимен, созданное им слово может быть принято народом, а может быть и отвергнуто, и забыто. В этом механизм развити языка.

4. Каждый язык, благодаря такому методу словотворчества, имеет свой смысловой и формальный склад и развивается только в рамках национальной самобытности.

5. Проза есть вырожденная поэзия, так как в прозе происходит стирание внутренних форм слов, составляющих основу поэтического творчества. Десять веков церковнославянского языка есть упадок языка, так как это господство прозы.

6. Поэт вдохновляется сам благодаря поэтичности своей натуры, его творчество отражает новый духовный и материальный мир. Критик выше поэта, так как в нем сосредоточена духовность разных поэтов и критик осознает движение мира более всесторонне, чем поэт. Лучший образец критика --- В.Г. Белинский.

Видим, что Потебня фактически описал роль языка в обществе, но при этом исключил влияние прозы, сохранив действенную силу только за поэзией.

1.2.10. Риторические научные дисциплины XX в.

В ХХ в. складываются средства массовой информации и информатика. Это техническое достижение, т.е. создание механических и электронных средств передачи и хранения речи, впервые ставит вопрос о том, что:

а) создатель речи есть коллектив, снабженный техникой, а получатель речи не может владеть техникой создания речи, а может распоряжаться только техникой получения речи;

б) время получателя речи на восприятие речи ограничено, поэтому и способность общества к речевому управлению ограничена;

в) речь средств массовой информации и информатики однонаправленна. Диалог между создателем речи и получателем в том же виде словесности невозможен.

Это возрождает проблематику риторики. Но само имя "риторика" понимается только либо в историческом смысле изучение античной филологии и ее изводов, либо применительно к устной ораторской практике. Риторика рассматривается как "свободное искусство", а состояние речевых коммуникаций в условиях действия средств массовой информации и информатики требует эмпирического научного подхода и количественных методов анализа.

Количественные методы анализа и строгая дедукция, сопряженная с ними, не могут считаться "свободным искусством". Поэтому для проблематики, поставленной античной риторикой, стали изобретать новые имена вместо того, чтобы разграничить риторическую науку и искусство речи, в том числе ораторику.

Первым видом научных исследований речи стал контент-анализ. Контент-анализ занимается проблемой восприятия речи и, следовательно, практической проблемой речевого управления аудиторией.

Контент-анализ появился на рубеже XIX и XX вв. в США. Было замечено, что получение текста человеком и его восприятие неадекватно пониманию. Упрощенно это значит, что в памяти человека остается как бы реферат основного содержания текста, сделанный под тем углом зрения, под которым данный текст был интересен воспринимающему.

Если тексты одного рода многочисленны и объемны, то это значит, что они вообще не могут быть восприняты отдельным человеком. Но понимание не предполагает удержание в памяти всех воспринимаемых единиц, а только тех смыслов, которые интересуют воспринимающего, и тех единиц текста, которые воплощают этот смысл.

Из опыта филологии была известна возможность проводить статистические анализы текста ради установления стилевой идентичности авторства. Такие статистические анализы проводились, в частности, для судебной экспертизы. Статистика речи предполагает, что нет необходимости анализировать весь массив речевых событий. Можно с высокой степенью достоверности анализировать не все речевые события, а выборочно, экстраполируя данные выборки на всю генеральную совокупность.

Идея контент-анализа состоит в том, чтобы взять выборку из текстов одного рода, например из газет, назначить единицы выборки, исходя из интересов читателя (который выступает как заказчик), и определить частотные характеристики единиц выборки и их статистические корреляции. Так составляется реферат текстов, отражающий понимание текста заказчиком исследования. Такой реферат будет более объективным, чем индивидуальное понимание, потому, что им охвачен значительно больший массив текстов, чем может воспринимать отдельный человек, и потому, что статистические корреляции между разными единицами смысла, данными в тексте, более надежно отражают, что может быть дано в личном понимании отдельного человека.

Контент-анализ производится специалистами по заказам. Каждый заказ формирует угол зрения, под которым заказчик желал бы воспринять текст. Например, как в массовых изданиях упоминается продукция фирмы и соответственно какой авторитет имеет эта продукция у массового потребителя. Этот анализ может касаться не только товара или услуги, но и человека, например, артиста или политического деятеля или цитируемого автора, т.е. всего того, что может интересовать заказчика.

Следуя этому принципу, можно не только подвергать анализу тексты уже имеющиеся, но и специально создавать тексты для контентанализа. Такими текстами являются анкетные опросы общественного мнения. Здесь сами тексты создаются и распространяются по принципу статистической выборки, отражающей состав общества. Когда анкеты возвращаются аналитикам, их содержание исследуется методом контентанализа и устанавливается отношение людей к вопросам, поставленным анкетами. Так дополнительно к организациям, занятым контентанализом, создаются организации, исследующие общественное мнение, т.е. изучающие состояние аудитории в данное время, в данном месте и ее отношение к данной проблеме.

Генерализация принципов контентанализа по отношению к аудитории была произведена в начале 30х г. контентаналитиком Ласуэллом [44]. Ласуэлл создал систему общих мест, по которым должен проводится контент
анализ любого текста. Эти общие места исчерпываются следующей формулой: кто говорит?, кому говорят?, что говорят? через какой канал (т.е. в каком виде словесности) и с каким эффектом? Эти общие места позволяют оценить не только характеристики одной группы текстов, но и всей совокупности текстов, циркулирующих в обществе.

Развитие контентанализа далее шло по линии детализации этих общих мест в целом и применительно к конкретным видам словесности. Филологическое и статистическое уточнение общих мест применительно к конкретным видам текстов, представленное в работах Карни [41], позволило на основании естественного принципа восприятия текста человеком (а не понимания текста под своим углом зрения) показать, что каждый вид текста обладает своей системой конкретных общих мест, т.е. имеет свою схему понятий, составляющих качественный инвариант текстов. Для этой цели разные виды текстов подвергались обследованию с точки зрения их филологической членимости и синонимизации частей текста методами дистрибуции с последующей статистической обработкой.

Большим успехом метода Карни стало выявление так называемого "символического зонтика" (simbolic umbrella) в массовой информации, т.е. исчленение и описание системы символов текстов массовой информации в данное время и в данном месте.

Филологический контентанализ Карни был теоретически предсказан идеей фанероскопии Пирса [48], который рассмотрел последовательности и показал своеобразие каждого вида словесности с точки зрения общего смысла текста, а также во многом аналогичным идеям Перельмана [49]. Это позволило возвратиться к пониманию того, что в каждом виде словесности присутствует своя генеральная модель действительности, что было уже фактически высказано русской частной риторикой 1820_1850-х г. XIX в. (И.И. Давыдов, Н.Ф. Кошанский, К.П. Зеленецкий) [12; 14; 15; 17; 18].

Таким образом, контентанализ охватил следующие проблемы научной риторики:

1. Отношение между восприятием и пониманием конкретной речи.

2. Смысловые возможности восприятия и понимания текста аудиторией конкретной и общей.

3. Анализ отношения аудитории к тем или иным фактам действительности.

4. Общие места любого текста и общие места каждого вида словесности.

Наряду с контентанализом возникла потребность усовершенствовать ораторскую речь в условиях массовой коммуникации, так как массовая информация наряду с письменной формой речи ввела и устную речь не только через электронные средства, но и в непосредственное общение. В американской системе образовани появилась новая дисциплина, которую стали называть "Речь" (Speach). До этого обучение активной речи строилось по литературно художественным образцам, на школьном театре, декламации и письменных сочинениях на литературные темы, преимущественно в плане литературной критики (Literary criticism). Эти средства обучения активной устной речи были сочтены недостаточными, так как практически исключали навыки изобретения речи. "Речь" должна была дать не только навыки элоквенции, но и навыки инвенции и элокуции и составлять вместе с композицией и декламацией существенную часть обучения активной речевой практики.

В теоретико-дидактическом плане "Речь" потребовала возрождения истории риторики. История риторики в трактовке Д. Кларка предполагала развитие особой историографии риторики [43]. Историографические принципы Кларка в основном сводились к проведению связи в области организации речи через обычай и закон от Римской республики к американской демократии и, отсюда, к утверждению, что ораторская речь в ее содержании может изменить ход истории, т.е. ораторская речь (не экономика!) изменяет духовное состояние общества и дает импульсы к направленному изменению общественной жизни. Эти идеи истории риторики позволили иначе посмотреть на историю литературы. Если в Европе история литературы включает в себя историю художественной литературы и художественнолитературной критики, то в Америке вводится понятие литературной истории Америки. Литературная история включает в себя как ораторскую прозу, так и поэзию и представляет собой историю общественной мысли, выраженной в речи.

Существенным дополнением литературной истории стали хрестоматии образцовых речей, повернувших ход истории США и подлежащих обязательному изучению как высшие образцы стиля. Изучение хрестоматий составляет основную часть обучения идеям американизма как государственной идеологии США. Наряду с хрестоматиями, дающими прецеденты речевой практики, развивается теоретическая дисциплина, называемая риторической этикой. Риторическая этика представляет собой учение об этических нормах именно речи. Исторически это продолжение различий между эристикой, софистикой и диалектикой в плане условий формирования смысла речи. Нильсен предлагает отнести все приемы эристики к "пропаганде" и запретить ее как нечестную речь [47]. Речь диалектическую и софистическую cледует строить по трем "альтернативам": выбор личной темы, которой надо заниматься предположительно на протяжении всей ораторской карьеры, выбор аудитории, перед которой можно успешно осуществлять свою речь по поводу своих проектов; и в ходе речи излагать свой проект на фоне возможных альтернатив ему. Таким образом, задача оратора --- соединить ораторику и гомилетику в преследовании своей цели, активизировать изобретения и довести их до реализации.

Кроме вышеназванных дисциплин, стала развиваться также теория коммуникаций (Theory of communication или communication theory). Смысл теории коммуникаций --- изучение проблем влиятельности и эффективности речи. Теория коммуникаций исходит из того, что с лингвистической точки зрения речевая коммуникаци происходит как процесс кодирования и декодирования языковых знаков, и если оба участника коммуникации одинаково владеют языковым кодом, то передача мысли должна быть всегда успешной. Однако этого не происходит, и слушающий и читающий не воспринимают смысла речи полностью или воспринимают не так, как того хотели говорящий и пишущий. Необходимо было исследовать, отчего это происходит.

Теория речевых коммуникаций занялась перечислением факторов, могущих служить помехой в восприятии и понимании речи, т. е. выяснением так называемых "шумов". К этим факторам пришлось отнести действительные технические помехи в канале коммуникации (неясное произношение, нечеткость восприятия сигналов и др. подобные факторы, создающие отвлечение внимани переменами в окружающей обстановке), отсутствие у реципиента навыка в восприятии данного вида речи или так называемых фоновых знаний, которые могут быть различны у коммуникатора (говорящего и пишущего) и реципиента.

Наиболее полный перечень факторов такого рода произвел Вильбур Шрамм [50; 51]. Он же дал оценку этим факторам и описал их сравнительные характеристи ки. Одним из факторов оказалось толкование полученной речи. Одна посылка текста (message) всегда сосуществует с другими, полученными по этому же или другим каналам коммуникации (т.е. видам словесности). Реципиент поэтому воспринимает единичную речь (message) на фоне других речей и совместно с ними. При этом разные речи являются помехами одна другой, так как каждая не только занимает время и внимание реципиента, но и содержит свою содержательную информацию, которая не обязатель но согласуется с другими речами по смыслу.

Для понимания речи в любом виде словесности (канале коммуникации) эти сопутствующие высказывания играют существенную роль. Для толкования смысла речи решающим является обращение к основным, исходным видам речи, т.е. к устной диалогической речи в обыденном общении. Обыденная речь происходит в так называемых неформальных группах (в кругу соседства и родства). Речь в неформальных группах управляется лидерами этих групп --- неформальными лидерами. Толкование, которое дают речи эти лидеры, является решающим дл понимания и осознания содержания речи более высоких видов речи (книг, сообщений СМИ и др.). Исследование факторов общения в теории коммуникаций повлекло за собой серию психологических экспериментов по речевому общению, а изучение толкований речи в неформальных группах --- ряд работ по социологии речи. Дисциплина "Речь" стала объединяться с теорией коммуникаций в единый университетский курс.

Научная риторика в США рассмотрела основные формы организации отдельного высказывания: 1. Отношение между участниками коммуникации --- риторическая этика. 2. Оценка общего содержания речей --- контент-анализ. 3. Факторный анализ восприятия речи в психологическом и социальном аспектах. 4. Подготовка современного речедеятеля с целью активизации его действий и продвижения своих проектов (риторическая этика).

1.2.11. Языковое существование человека


и народа

Роль речевой деятельности как ведущего начала общественного развития была утверждена в теории и на практике в Японии, где соединение теории речевой деятельности и практики получили название "языковое существование" (человека и народа). Речевая деятельность была истолкована как естественная среда бытия общественного человека. Развитие этой среды в целом и нахождение в этой среде и успешное пользование ею рассматриваются как критерий успеха человека и общества.

Практика "языкового существования" показала, что речевые действия основной ресурс социального и экономического развития. "Языковое существование" включает в себя следующие части:

1. Развитие этикетных форм общения, которые позволяют создать благоприятный эмоциональный климат в обществе.

2. Развитие образования на основе образовательных стандартов, построенных на словарной основе, позволяющих сформировать высокий уровень знаний, при котором научные знания слиты с языковыми.

3. Усовершенствование языка общения, его словарного состава на основе широких статистических обследований лексики и лексикостилистики и создание рекомендаций пользования словарем речедеятелей, принадлежащих к разным профессиям.

4. Регулярные статистические обследования времени, затрачиваемого на речь: говорение, письмо, слушание, чтение --- разными категориями людей, различаемыми по их занятиям.

5. Регулирование массивов речи по суткам, неделям и месяцам так, чтобы каждый вид речевого общения имел наибольшую эффективность. Особенно это относится к массовой информации.

6. Создание легко читаемых и легко исполняемых форм документов, стандартных личных и деловых писем.

7. Поощрение массового непрофессионального литературного творчества, создание предпосылок для речевого искусства всей массы речедеятелей.

8. Статистические обследования, учет и систематизация распределени времени на речевые действия в их отношении к неречевым действиям: труд, отдых, сон, гигиена тела и т. п.

Все это вместе образует картину речевой деятельности общества и возможность управлять этой деятельностью в интересах прогресса общества в целом (образование, здоровье, оптимистическое самочувствие, успехи в трудовой деятельности). Это достигается регулированием объема каждого вида словесности в обществе в целом и в его отношении к отдельным категориям людей, различаемых по полу, возрасту и профессии, построением содержания образования на историкокультурной основе, распределением тематики речи в зависимости от запросов общественной жизни и производства.

Всесторонний охват аспектов речевой деятельности, их обследование и регулирование в конечном счете привели к процветанию японского народа после разрушитель ных войн и застоя, сложившегося в предвоенные годы.

1.2.12. Основные этапы развития риторики


от искусства к науке

Основные этапы развития учения о речи --- риторике --- показали, что сложившаяся в античности теория речи как инструмента развития общества полностью подтвердилась на всех этапах развития европейского и азиатского общества: педагогическая система Квантилиана --- гомилетика --- рациональная риторика --- поэтика и поэзия --- научная риторика XX в.

Схема 1.12 иллюстрирует эти этапы развития (стр.58).

Схема 1.12

На схеме 1.13 показано, что развитие теории речи --- риторики --- совершает как бы своеобразный круг, в котором общественные задачи риторики как исходного средства существования и развития общества дифференцируются по своим частным задачам и интегрируются снова в научной риторике.

Схема 1.13

Так обнаруживаются функции риторики: общественное управление, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества. Эти функции риторики могут быть поняты и как ее задачи.

Современная научная риторика не отменяет искусства риторики в ее задачах педагогических (моральных), стилистических, психологических, но, напротив, служит осознанию и научному анализу этих задач. Так новая область риторического исследования средствами теоретической науки (а не только из прецедентов) позволяет глубже уяснить суть феномена речи и тем, в частности, помочь риторическому искусству.


Посмотреть комментарии[1]
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования